Полученные из стволовых клеток островковые клетки вылечили диабет первого типа

Это первое подобное излечение

Китайские ученые сообщили о выздоровлении пациентки, страдавшей диабетом первого типа, с помощью химически индуцированных стволовых клеток. Как сообщается в журнале Cell, индукции подвергались жировые клетки пациентки, которые были преобразованы в островковые клетки, способные вырабатывать инсулин. Их ввели в брюшные мышцы женщины, и спустя 75 дней пациентка больше не нуждалась в инсулине.

Химически индуцированные стволовые клетки получают с помощью абиотических низкомолекулярных химических веществ в качестве факторов перепрограммирования. Их удобство заключается в том, что они легко изготавливаются и стандартизируются, не интегрируются в геном и имеют потенциал тонкой настройки. Этот подход обеспечивает принципиально иной способ получения человеческих плюрипотентных стволовых клеток, пригодных для терапевтического применения.

Ранее с помощью таких стволовых клеток группа китайских ученых смогла разработать метод получения островковых клеток, способных вырабатывать инсулин. Им удалось получить конгломераты таких клеток, транскриптомная идентичность и секреторная функция которых была сравнима с таковой у человеческих островков поджелудочной железы. островков человека. А безопасность и эффективность этих конгломератов оценивались демонстрировались в ходе двух систематических доклинических исследований на приматах.

Теперь команда под руководством Шэня Чжунъяня (Zhongyang Shen) сообщила о первой в мире аутологичной пересадке островковых клеток, полученных из химических индуцированных стволовых клеток. Лечение проводили 25-летней пациентке с сахарным диабетом первого типа, страдавшей от болезни на протяжении 11 лет.

В ее истории болезни числились две трансплантации печени из-за криптогенного цирроза, а также трансплантация всей поджелудочной железы из-за нестабильного контроля уровня глюкозы в крови (трансплантат поджелудочной железы был удален через год из-за серьезных тромботических осложнений). Аутологичные островковые клетки были получены из мезенхимальных стромальных клеток, которые происходили из жировой ткани пациентки, путем химического шестиэтапного перепрограммирования, протокол которого был разработан в 2022 году.

Итоговые трансплантат содержал клетки, способные производить инсулин, глюкагон и соматостатин. 25 июня 2023 года с помощью инъекции островки ввели под переднюю часть прямой мышцы живота в дозе 19 843 эквивалентов островковых клеток на килограмм (всего 1488283 клеток) под контролем ультразвукового исследования. Спустя 75 дней после трансплантации пациентка достигла устойчивой независимости от инсулина. К четвертому месяцу после трансплантации время нахождения в целевом диапазоне уровня глюкозы в крови повысилось с 43,18 процента до 96,21 процента.

Также наблюдалось снижение уровня гликированного гемоглобина, который считается основным показателем долгосрочного воздействия повышенного уровня глюкозы. В среднем уровень гликированного гемоглобина достиг пяти процентов. Спустя год пациентка достигла целевых показателей выздоровления от диабета без каких-либо осложнений, связанных с трансплантацией.

Команда ученых рассчитывает, что описанный ими успех может подтолкнуть врачей к широкому применению разработанного ими метода. Хотя потребуются дополнительные исследования эффективности и безопасности пересадки островковых клеток, полученных из собственных стволовых клеток путем химической индукции, эти результаты стоит считать многообещающими.

Ранее мы рассказывали, что имплантированные клетки поджелудочной железы, выращенные из стволовых клеток, не привели к значимому улучшению состояния пациентов, несмотря на то, что клетки прижились и вырабатывали инсулин.

На рынок вышел стартап по серийному превращению клеток кожи в любые другие