Ему достаточно двух актуаторов для езды и полета
Сингапурские инженеры разработали гибридного робота ATOM, который летает как монокоптер и ездит по земле как моноколесо. Для обоих режимов движения и перехода между ними используются всего два электромотора с пропеллерами. В полете робот развивает скорость до полутора метров в секунду, а при движении по земле — до двух метров в секунду. Он устойчив к падениям и не имеет «невосстановимых» состояний, из которых бы он не смог перейти к полету или движению по земле без посторонней помощи. Описание конструкции робота опубликовано в The International Journal of Robotics Research.
Из-за высокого энергопотребления мультикоптеры серьезно ограничены по времени полета, а наземные роботы экономнее расходуют энергию, но при этом существенно зависят от рельефа поверхности. Инженеры пытаются совместить преимущества тех и других, и разрабатывают гибридные схемы, которые могут передвигаться в разных режимах. Такой подход позволяет экономить энергию, перемещаясь по ровной поверхности на колесах или ногах, а полет можно эффективно использовать для преодоления преград.
К примеру, несколько лет назад специалисты из Калифорнийского технологического института представили гибридного робота, который может трансформироваться из квадрокоптера в четырехколесного робота, а их китайские коллеги создали дрон-моноцикл, способный летать и передвигаться по поверхности на одном большом колесе. Однако эти и другие существующие гибриды зачастую оказываются компромиссными — дополнительные актуаторы и механизмы для движения и переключения между режимами увеличивают массу и сложность робота.
Инженеры под руководством Шаохуэй Фуна (Shaohui Foong) из Сингапурского университета технологии и проектирования попытались создать гибридного робота с более простой конструкцией. В результате появился робот ATOM (Aerial and Terrestrial mode Operating Mono-wing), который может летать, передвигаться по земле, и переключаться между этими режимами, задействуя лишь два актуатора. Гибрид состоит из внешнего каркаса, внутри которого установлено единственное крыло и два электромотора с пропеллерами. Каркас имеет цилиндрическую форму и сделан из тонких углеволоконных стержней и колец. Во время полета он защищает крыло, пропеллеры и электронику от ударов, а при движении по земле играет роль колеса. Крыло узкое с одной стороны и расширяется на противоположном конце. У передней кромки широкой части установлены два электромотора с пропеллерами, а с противоположной стороны крыла закреплена электроника и аккумуляторная батарея. Масса робота — 124 грамм.
Летает ATOM как монокоптер: вращаясь вокруг своей оси для создания подъемной силы. При этом робот может одинаково эффективно летать, закручиваясь как по часовой, так и против часовой стрелки. В полете пропеллеры выполняют разные функции. Один из них отвечает за общую тягу и скорость вращения робота, в то время как второй компенсирует возникающий крутящий момент. При вращении в обратном направлении моторы меняются ролями. Управление в горизонтальной плоскости напоминает то, как это устроено на вертолетах: система управления робота циклически изменяет тягу моторов в определенных фазах вращения крыла, заставляя робота смещаться в нужном направлении.
На земле ATOM передвигается, катясь на раме. Центр масс робота не совпадает с его геометрическим центром, поэтому на земле робот имеет устойчивое положение в состоянии покоя. Чтобы катиться вперед, двигатели в нужный момент создают тягу, которая «переваливает» робота через положение равновесия. Для поворотов используется дифференциальная тяга: один пропеллер толкает вперед, а другой — назад.
Хотя у робота всего два двигателя, и он не может напрямую создавать крутящий момент в любом направлении, это не мешает ему переходить из любого положения на земле к полету и обратно без посторонней помощи. Для взлета он немного прокатывается вперед, чтобы наклонить плоскости пропеллеров, а затем с помощью их тяги создает крутящий момент, который переворачивает робота на бок. А чтобы встать на колесо после приземления из положения на боку, робот использует тягу пропеллеров, чтобы совершить кувырок. Оба перехода выполняются автономно на основе данных с бортового гироскопа и акселерометра.
В ходе испытаний ATOM продемонстрировал максимальную скорость полета около 1,5 метра в секунду. В наземном режиме он способен передвигаться по различным поверхностям, включая траву, со скоростью до двух метров в секунду и преодолевать подъемы с уклоном до 15 градусов. В полете робот может зависать на месте и летать, точно следуя заданной траектории вне зависимости от направления своего вращения. Время полета на одном заряде аккумулятора емкостью 300 миллиампер-час составляет около 5 минут, а при движении по земле — более 44 минут.
Крыло в форме крылатки клена позволяет дрону самостоятельно раскручиваться в набегающем потоке воздуха и значительно замедлять падение. Ранее инженеры из этой же группы создали дрон, способный в полете распадаться на пять отдельных управляемых дронов-монокоптеров с такой же формой крыла. При снижении большого дрона до нужной высоты механизм одновременно высвобождает все пять небольших дронов и они продолжают управляемое падение самостоятельно. Такой подход пригодится, например, чтобы распределить легкие грузы массой в несколько десятков грамм по относительно большой территории.
И преодолели препятствие
Робототехническая компания Direct Drive Technology из Гонконга показала прототип модульного четвероногого робота D1 на колесах, который состоит из двух двуногих роботов. Двуногие модули способных функционировать независимо друг от друга, но при необходимости (например, для преодоления препятствия) способны собраться обратно в робособаку.