Они могут различать магнитные поля, опираясь на их угол наклона и интенсивность
Загрузка галереи
Американские ученые выяснили, что головастые черепахи могут различать магнитные поля, опираясь на их угол наклона и интенсивность. Когда черепашат помещали в магнитное поле, в котором им ранее давали еду, животные начинали «танцевать» — наклоняли туловище и перебирали ластами, иногда кружась на месте. Также исследователи обнаружили, что черепахи обладают двойным механизмом магниторецепции. Результаты работы опубликованы в Nature.
Морские черепахи умеют ориентироваться по магнитному полю земли: так они мигрируют, находят места гнездования или участки, где можно полакомиться, а также остаются в пределах благоприятных океанских течений. Однако не вполне ясно, как именно черепахи распознают магнитное поле, и на какие характеристики реагируют.
Чтобы выяснить это, исследователи из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл под руководством Кайлы Гофорт (Kayla Goforth) провели эксперимент с молодыми логерхедами или головастыми черепахами (Caretta caretta), которых содержали в неволе. Черепашат помещали в два искусственно созданных магнитных поля, но кормили только в одном. Поскольку в ожидании еды черепахи начинают демонстрировать своего рода танец — вертикально наклоняют туловище, удерживают голову над водой, открывают рот и быстро перебирают передними ластами, иногда вращаясь на месте, ученым было легко понять, различают ли они поля.
Первая группа черепах училась различать две магнитные сигнатуры: южную по отношению к испытательному полигону, примерно соответствующую области в Мексиканском заливе, и северную, соответствующую области недалеко от Нью-Гемпшира. Поля различались углом наклона и интенсивностью. Оказалось, что черепахи действительно танцуют гораздо больше в том поле, где их ранее кормили, и даже спустя четыре месяца они все еще различали поля.
Ученые проверили результаты еще на трех группах черепах, во всех случаях используя разные магнитные поля, и все черепахи успешно учились различать их. Одну из групп ученые научили различать два дополнительных поля — так выяснилось, что логерхеды могут ассоциировать еду с несколькими магнитными полями. Еще один эксперимент показал, что головастые черепахи реагируют как на угол наклона поля, так и на его интенсивность: когда ученые предложили черепахам третье поле, где одна характеристика совпадала с вознаграждаемым, а другая — с невознаграждаемым, они отреагировали на него так же, как и на поле, где их не кормили. Таким образом, для запоминания поля важны оба показателя.
Чтобы выяснить, чем именно черепахи воспринимают магнитное поле, ученые протестировали их повторно с использованием широкополосных радиочастотных полей, которые нарушают магнитное восприятие птиц и других животных, поскольку препятствует химической магниторецепции. Однако на черепах они не подействовали, и они по-прежнему могли различать два поля. Другой эксперимент с только что вылупившимся черепашатами продемонстрировал, что радиочастотные поля влияют на их ориентацию в пространстве. Поскольку ориентация требует использования как магнитной карты, так и магнитного компаса, ученые заключили, что радиочастотные поля нарушают работу компаса, но не карты.
Можно было бы заключить, что чувство магнитного компаса у черепах, по всей видимости, основано на химической магниторецепции, а в основе чувства карты лежит какой-то другой механизм. Однако черепахи в эксперименте продолжали ориентироваться даже после того, как был выключен свет, хотя для химической магниторецепции он необходим. Этот парадокс разрешим, если верить предположению, что инициированные светом реакции в магниторецепторах могут продолжаться и в темноте в течение нескольких минут или часов.
Авторы пришли к выводу, что в основе чувства магнитной карты и магнитного компаса у черепах лежат два разных биофизических механизма. Они предположили, что и у других мигрирующих позвоночных могут быть двойные системы магниторецепции. Несколько других исследований на птицах и земноводных подтверждают эту гипотезу.
Ранее мы рассказывали о том, что птицы зонотрихии умеют отключать магниточувствительные нейроны, когда отдыхают во время миграции.
Необычные пищевые привычки этих птиц зафиксировали волонтеры проекта Gulls Eating Stuff
Британский орнитолог Элис Райзли запустила проект, посвященный питанию чаек. Она предложила всем желающим поделиться фотографиями этих птиц во время кормления. Как сообщает The Guardian, с декабря 2024 года добровольцы загрузили уже около 248 изображений. На них чайки кормятся рыбой, морскими беспозвоночными, яйцами, птенцами и мусором, но также употребляют и намного более необычную пищу — например, кротов и тюленье молоко. Райзли надеется, что собранные в рамках проекта данные позволят больше узнать о том, как меняются кормовые привычки чаек, а также помогут изменить отношение общества к этим птицам.