И включили их, когда хотели лететь
Нейроны птиц, реагирующие на магнитное поле, активны только во время миграции по ночам. Теперь исследователи из Канады и США выяснили, что если птица ночью никуда не летит, то и активность этих нейронов будет снижена — как днем. Для этого они наблюдали за группами белошейных зонотрихий во время сезона миграции, а затем заглянули в их мозг. Работа опубликована в European Journal of Neuroscience.
Птицы не смогли бы мигрировать на большие и малые расстояния и возвращаться обратно, если бы не могли ориентироваться и не обладали бы инструментами навигации. В зрительном мозге ночных мигрирующих птиц есть кластер N — область с нейронами, которые играют роль компаса, обрабатывая информацию, поступающую с магниторецепторов сетчатки глаза. Это позволяет птицам ориентироваться по магнитному полю во время миграций.
Активен этот кластер только по ночам — когда ночные мигрирующие птицы совершают свои перелеты. Но неизвестно, зависит ли активность кластера только от циркадных ритмов — тогда нейроны должны быть «включены» каждую ночь, независимо от того, мигрирует ли птица, — или он активируется непосредственно во время миграции или подготовки к ней. Мадлен Бродбек (Madeleine I. R. Brodbeck) из Университета Западного Онтарио с коллегами исследовали, как меняется активность нейронов кластера у белошвейных зонотрихий Zonotrichia albicollis.
За двумя когортами зонотрихий наблюдали в течение двух осенних сезонов миграции. В октябре 2017 года ученые отловили 18 птиц, а в октябре 2019 года — 19. Птиц размещали в вольерах на крыше исследовательского центра, а перед наблюдениями садили их в одиночные клетки в тех же вольерах.
Случайным образом исследователи выбирали птиц, которых отнесли к дневной группе, — за ними наблюдали днем. За поведением остальных зонотрихий начинали наблюдать спустя два часа после захода солнца. Поскольку птицы были заперты в клетках и не могли лететь (но хотели), они часто мамали крыльями и прыгали — и таких птиц отнесли к группе миграционного беспокойства. Но часть зонотрихий сидела неподвижно в течение 45 минут или только двигала головой, их отнесли к группе ночного отдыха — понятно, что лететь они никуда не собирались, по крайней мере в ночь наблюдений.
После окончания наблюдений птиц из всех групп отлавливали и умерщвляли, чтобы исследовать их мозг в ту же ночь. В полученных образцах мозга авторы измеряли экспрессию генов раннего ответа ZENK — она указывает на активацию клеток — в кластере N. Для этого они пометили белки ZENK с помощью иммуногистохимии, а потом подсчитали меченые клетки.
У птиц в группе ночного миграционного иммуногистохимия в кластере N было значительно больше клеток, экспрессирующих ZENK, по сравнению с группами птиц, которые отдыхали — не важно, днем или ночью (p = 0,021 и p = 0,031). А то, насколько активно и беспокойно вела себя птица ночью, коррелировало с количеством клеток, меченых ZENK.
Авторы пришли к выводу, что активность кластера N регулируется факультативно и зависит от мотивации к миграции и от ночной активности, а не просто включается с наступлением ночи в периоды миграции.
Ранее наличие внутреннего компаса заподозрили у мертвых голов — бражников, которые тоже мигрируют осенью.
Они отличаются друг от друга брачными криками самцов
Герпетологи описали семь новых видов мадагаскарских веслоногов из видового комплекса Boophis marojezensis. Внешне эти мелкие буроватые лягушки практически не отличаются друг от друга — но их легко можно опознать по брачным сигналам самцов. Поскольку крики, который издают представители новых видов, напомнили исследователям звуковые эффекты из «Звездного пути», они решили дать им имена в честь героев этого сериала: например, Жана-Люка Пикара и Джеймса Кирка. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Vertebrate Zoology.