За счет нейрогенной активации тучных клеток
Американские исследователи провели серию экспериментов на мышах и выяснили, что почесывание при зуде по специфическому механизму активирует тучные клетки и запускает воспалительную реакцию, которая может предохранять кожу от поверхностной инфекции золотистым стафилококком, но при этом усугубляет течение аллергии. Отчет о работе опубликован в журнале Science, там же ей посвящена редакционная статья.
Почесывание представляет собой стереотипную, зачастую непреодолимую и крайне консервативную эволюционно реакцию на ощущение зуда. Длительный зуд (прурит), приводящий к сильным расчесам, служит одним из основных симптомов многих дерматитов и других кожных заболеваний и усугубляет их течение. При этом почесывание зудящей кожи зачастую приятно и не вызывает реакцию избегания, что может свидетельствовать о его потенциальной пользе. Так ли это, и какие физиологические механизмы связаны с почесыванием, оставалось практически неизученным.
Активированные тучные клетки (мастоциты) кожи выделяют гистамин и другие вещества, которые вызывают зуд и крапивницу, а также фактор некроза опухолей (TNF, ФНО), который привлекает нейтрофилы и другие иммунные клетки, запускающие воспалительную реакцию и обеспечивающие локальную защиту кожи, в частности от наиболее распространенного кожного патогена золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Их активация может проходить различными путями, включая действие связанных с аллергенами иммуноглобулинов Е на рецепторы Fcε I типа (FcεRI), а также действие субстанции P, которую выделяют воспринимающие боль нейроны, и других лигандов на рецепторы MrgprB2.
Чтобы разобраться в возможной связи этих механизмов с зудом и почесыванием, Дэниэл Каплан (Daniel Kaplan) с коллегами по Питтсбургскому университету моделировали аллергический контактный дерматит на ушах обычных и трансгенных мышей с возможностью селективного выключения подтипа воспринимающих зуд нейронов, экспрессирующего рецептор MrgprA3. Выяснилось, что при действии аллергена у обычных мышей, которым позволяли чесаться, FcεRI-опосредованная дегрануляция мастоцитов, синтез ФНО, признаки воспаления и инфильтрация кожи нейтрофилами были значительно сильнее, чем у животных, которые не могли чесаться из-за ветеринарного воротника, или трансгенных, не воспринимавших зуд из-за выключения MrgprA3-экспрессирующих нейронов.
Почесывание не было связано с экспрессией активирующих мастоциты аларминов (TSLP, интерлейкина-33). При этом его было достаточно, чтобы вызвать высвобождение субстанции P воспринимающими боль нейронами, которые экспрессируют рецепторы TRPV1. Действие субстанции P на рецепторы MrgprB2 активировала мастоциты синергично с иммуноглобулинами Е, связывающимися с FcεRI, что приводило к максимальному синтезу ФНО этими клетками и интенсивному воспалению. Этот механизм был подтвержден нокаутом генов MrgprB2 и субстанции P, а также хемогенетическим подавлением TRPV1-нейронов. В отсутствие почесывания усиленное воспаление при аллергическом дерматите удавалось вызвать экзогенной активацией TRPV1-нейронов.
Анализ кожной микробиоты с ушей задействованных в эксперименте животных показал, что у чешущихся мышей она скуднее, чем у животных в воротнике и трансгенных, и лишена бактерий из родов Staphylococcus, Lysinibacillus и Ligilactobacillus. В отдельном эксперименте исследователи наносили S. aureus на кожу животных и закрывали ее изолирующим пластырем, чтобы развилась эпидермальная инфекция и появилась адаптивная иммунная реакция. После этого им вводили эту бактерию внутрикожно с помощью игл. Через сутки у чешущихся мышей микробная нагрузка снижалась примерно на порядок, у остальных животных этого не наблюдалось, что подтверждает адаптивную роль почесывания при зуде.
Таким образом, почесывание, действуя на ноцицептивные нейроны, запускает нейровоспаление, которое с одной стороны усугубляет аллергические проявления, а с другой — защищает кожу от стафилококковой инфекции, играя роль как патологического процесса, так и эволюционной адаптации.
О том, какие бывают виды зуда, что их вызывает и по каким механизмам они развиваются, подробно рассказано в материале «Почему чешется».
Он основан на анализе конформации хромосом
Дмитрий Пшежецкий (Dmitri Pchejetski) из Университета Восточной Англии с коллегами и компанией Oxford BioDynamics разработал и успешно испытал диагностический тест на миалгический энцефаломиелит (синдром хронической усталости) по образцу крови. Он основан на разработанной ранее платформе EpiSwitch, которая использует алгоритмы для анализа эпигенетической регуляции экспрессии генов по трехмерной конформации хромосом в мононуклеарных клетках периферической крови. Эту платформу уже успешно применяли для диагностики бокового амиотрофического склероза, ревматоидного артрита, тяжелого ковида и некоторых онкозаболеваний. Публикация появилась в Journal of Translational Medicine.