Хотя с решением неинструментальной задачи проблем у птиц не возникло
Исследователи из Аргентины, Великобритании и Франции обнаружили, что плюшеголовые разноцветные сойки, способные решать когнитивную задачу, не требующую использования инструментов, не могут решить задачу аналогичной сложности с инструментом. Это позволило ученым предположить, что орудийная деятельность — это отдельная компетенция животных, для которой не достаточно поведенческой гибкости и развитых когнитивных способностей. Результаты опубликованы в журнале Animal Cognition.
Использование инструментов среди нечеловеческих животных — явление редкое, и в основном оно встречается среди некоторых видов приматов и птиц. Шимпанзе используют палочки для ловли термитов и губки из листьев для добычи воды, а еще колют камнями орехи, как капуцины и тайские макаки. А вороны с помощью веток могут выудить что-то из узкой щели. Орудийную деятельность связывают с инновационным и одновременно гибким поведением и высокими умственными способностями вида. Однако и гибкость, и инновационность, и развитые когнитивные способности могут наблюдаться и в отсутствии навыков использования инструментов. Таким образом, орудийная деятельность может быть отдельной компетенцией.
Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи из трех стран под руководством Химены Лоис-Милевичич (Jimena Lois-Milevicich) из Университета Буэнос-Айреса предложили две задачи девяти плюшеголовым разноцветным сойками (Cyanocorax chrysops) — птицам семейства врановых, которые отличаются высокой сообразительностью, но не были замечены за использованием инструментов. Сначала птицам предлагалось научиться открывать прозрачную крышку коробки, внутри которой лежало лакомство — личинка Zophoba morio. Для этого нужно было повернуть одну из двух защелок, расположенных по бокам. Спустя пару месяцев тем же птицам давали новое задание — и на сей раз оно требовало использование инструмента. Птицам предлагали такую же коробку с лакомством, но теперь она имела не только прозрачную крышку, но и отверстие сбоку, из которого торчали небольшие грабли. Орудуя этими граблями внутри коробки, сойки должны были подтянуть личинку к себе.
С первым заданием справились восемь из девяти птиц. Девятая накануне тестов получила травму и, возможно, не до конца оправилась после нее. Остальным сойкам потребовалось несколько тренировок, чтобы научиться поворачивать защелку и открывать коробку почти в каждом испытании. Чем больше испытаний они проходили, тем быстрее добирались до вознаграждения. Однако вероятность выбора правильной защелки с первого раза не только не выросла, но даже снизилась к последнему испытанию. То есть птицы, по всей видимости, не понимали, как именно поворот защелки приводит к открыванию крышки, хотя и освоили решение.
А вот задание с граблями сойки провалили: только одна из птиц однажды смогла вытащить личинку — и, скорее всего, это было случайностью. И даже то, что сойки уже были знакомы с коробкой и схожей головоломкой, не помогло им. Сойки вытаскивали грабли сразу, как начиналось испытание, и очевидно стремились достать лакомство, но это им не удавалось, и от испытания к испытанию ученые не наблюдали прогресса.
Авторы заключили, что во всяком случае для некоторых видов использование инструментов — специализированная компетенция, которая, вероятно, требует унаследованной предрасположенности. Это подтверждается и тем, что близкородственные виды врановых, способные и не способные к орудийной деятельности, решают не орудийные задачи примерно на одном уровне. Однако ученые отметили, что сойки — в теории — могли бы справиться с другим типом инструмента, и предложили в будущих исследованиях расширить количество задач с инструментами и без них.
Ранее ученые обнаружили, что обыкновенные сойки не склонны ждать отсроченную награду, если поблизости их конкурент. Однако в одиночестве эти птицы более терпеливы.
Они черпали воду палочками и мхом
Ученые из Дании, Канады и США обнаружили, что дикие молодые шимпанзе способны изобретать новые способы использования предметов во время обучения. Хотя большинство инноваций были непрактичными, иногда юным особям удавалось найти предметам эффективное применение, до которого не додумались взрослые. Более склонными к инновациям были отдельные особи, которые также были более увлеченными исследователями. Результаты опубликованы в Scientific Reports.