Хуже всего дела обстояли в Руанде
Американские и сингапурские исследователи оценили адаптацию 143 стран мира с разными уровнями доходов к нарастающему старению населения. На первом месте оказалась Швейцария, на последнем — Руанда. Россия в рейтинге заняла 66 место. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Aging.
Взаимосвязь достижений медицины, здравоохранения, социального и экономического развития снижают заболеваемость и риск преждевременной смерти. В сочетании с прогрессирующим снижением коэффициентов фертильности это приводит к значительному росту доли пожилого населения практически во всех странах мира. По оценкам ООН, в 2019 году на Земле жили 703 миллиона человек старше 65 лет, а к 2050 году это число достигнет 1,5 миллиарда. Такие демографические тенденции оказывают существенное социальное влияние, и общество должно предпринимать информированные и основанные на доказательствах ответные шаги.
Для максимально объективной оценки подобной адаптации Джон Роу (John Rowe) из Колумбийского университета в Нью-Йорке с коллегами и другими участниками Сети исследований стареющего общества (Aging Society Research Network) разработали и модифицировали глобальный показатель стареющего общества (Global Aging Society Index). Он включает максимальный из имеющихся оценок набор взвешенных по уровню значимости показатели из пяти сфер социальной жизни: продуктивности и вовлеченности, благополучия, равенства, сплоченности и безопасности. Максимальное значение составляет 100 баллов. Этот показатель использовали для текущей оценки по странам.
Первые 10 мест в порядке убывания заняли Швейцария, Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Новая Зеландия, Финляндия, Нидерланды, Канада и Сингапур; последние 10 мест в порядке возрастания — Руанда, Того, Афганистан, Бенин, Малави, Габон, Конго, Эсватини, Замбия и Ботсвана. Разбег значений показателя составил от 36,6 балла в Руанде до 82,3 балла в Швейцарии. Япония (второе место в Азии) оказалась на 15, США — на 24, Уругвай (первое место в Южной Америке) — на 34, Китай — на 46, Маврикий (первое место в Африке) — на 57, Россия — на 66, Индия — на 123 месте из 143 оцененных стран, в которых проживает 95,4 процента населения Земли. Лишь в пяти странах значения показателя были выше для женщин, чем для мужчин, — это Латвия, Эсватини, Литва, Эстония и Туркменистан.
По отдельным сферам в среднем по миру хуже всего обстояли дела с продуктивностью и вовлеченностью: средний показатель составил 46,8 (стандартное отклонение 14,1) балла. За ним по мере возрастания следовали равенство — 57,5 (стандартное отклонение 14,3) балла; благополучие — 58,4 (стандартное отклонение 14,8) балла и безопасность — 59,3 (стандартное отклонение 17,5) балла. Наилучший показатель был у сплоченности и составил в среднем 60,6 (стандартное отклонение 11,6) балла. Смешанная корреляция (детерминация) между сферами оказалась низкой или умеренной: 0,07 < r2 < 0,59. Значения показателей в большинстве сфер были значимо связаны с уровнем валового внутреннего продукта страны.
Ограничения исследования состоят в его кросс-секционном характере без учета временной динамики; возможности включения только данных, имеющихся по всем странам (из-за этого, к примеру, показатели психического здоровья были представлены недостаточно), и потенциальных искажений в связи с меньшей продолжительностью жизни в странах с доходами ниже средних. Кроме того, разные эксперты могут разойтись в оценке веса отдельных показателей, включенных в расчет, отмечают авторы работы.
Ранее мультиомный анализ, проведенный американскими учеными, показал, что молекулярно-клеточные изменения, связанные со старением, возникают нелинейно и достигают максимумов в районе 44 и 60 лет.
По данным мексиканской статистики
Джеффри Шрейдер (Jeffrey Shrader) из Колумбийского университета в Нью-Йорке с коллегами проанализировал мексиканские данные о смертности и обнаружил, что наибольшее число смертей, связанных с жарой, приходится на людей младше 35 лет, особенно в возрасте 18–35 лет. В анализ вошли данные о смертности и температуре влажного термометра в Мексике с 1998 по 2019 год. Результаты опубликованы в журнале Science Advances.