Симптомы заболевания умеренно уменьшились
Австралийские и американские исследователи сообщили об успехе второй фазы клинических испытаний экспериментального препарата BNC210 при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Отчет о работе опубликован в журнале NEJM Evidence.
ПТСР представляет собой распространенное и тяжелое психическое и поведенческое расстройство, которое развивается после пережитого травмирующего события. Оно часто сопровождается депрессией и/или тревожностью и связано с повышенным риском злоупотребления психоактивными веществами и суицидального поведения. Имеющиеся методы лечения (преимущественно психотерапия и антидепрессанты) зачастую недостаточно эффективны, что заставляет исследователей искать альтернативные способы терапии. К примеру, по этому показанию успешно испытывают психотерапию с метилендиоксиметамфетамином, в разработке находятся и другие средства, в том числе такие неочевидные, как игра в тетрис, гипербарическая оксигенация и акупунктура.
BNC210 разрабатывается как анксиолитик с новым механизмом действия. Он служит отрицательным аллостерическим модулятором никотиновых ацетилхолиновых альфа7-рецепторов. По данным доклинических испытаний, этот препарат, в отличие от бензодиазепиновых анксиолитиков (модуляторов ГАМКА-рецепторов), не оказывает значимой седации и нарушений памяти, а также не обладает потенциалом зависимости. Предыдущие испытания дали противоречивую оценку эффективности, однако вещество продолжают исследовать, и оно рассматривается FDA по ускоренной процедуре в силу высокой потребности пациентов с ПТСР.
Спиридон Папапетропулос (Spyridon Papapetropoulos) из компании Bionomics Limited (она же финансировала работу) с коллегами провели двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые испытания фазы 2b ATTUNE. В них приняли участие 182 пациента в возрасте 18–75 лет с диагнозом ПТСР и общей тяжестью установленных клиницистом симптомов 30 и более баллов по шкале CAPS-5. Половина из них получала 900 миллиграмм BNC210 перорально дважды в день, другая половина — плацебо на протяжении 12 недель.
Выяснилось, что к концу терапии в группе активного лечения произошло улучшение по CAPS-5: средняя разница наименьших квадратов (LS) составила −4,03; d Коэна 0,40; p = 0,048, причем значимая разница (средняя разница LS −4,11) наблюдалась уже через четыре недели. Кроме того, к 12 неделе средняя разница LS депрессивных симптомов по шкале MADRS была −3,19, а бессонницы по ISI −2,19. Нежелательные события во время терапии возникли у 66,7 процента участников из основной группы и 53,8 процента — контрольной; преждевременно завершили лечение в них 21 и 10 пациентов соответственно. Наиболее часто наблюдались головная боль, тошнота, повышенная утомляемость и повышение уровня печеночных ферментов. Серьезных побочных эффектов не было.
Полученные результаты показывают, что BNC210 может облегчать симптомы ПТСР в ходе 12-недельной терапии, и могут служить поводом для более масштабных и длительных клинических испытаний, заключают авторы работы.
Ацетилхолиновая передача в мозге служит мишенью многих современных исследований в области психофармакологии, и это уже приносит реальные результаты. Так, в сентябре 2024 года FDA одобрило к применению при шизофрении комбинацию агониста центральных ацетилхолиновых мускариновых M1 и M4-рецепторов ксаномелина и антагониста периферических мускариновых рецепторов троспия хлорида для предотвращения его побочных эффектов. Она стала первым более чем за полвека средством с принципиально новым механизмом действия для использования по этому показанию.
Это показатель действия тестостерона во внутриутробном периоде
Барбара Славски (Barbara Ślawski) из Лодзинского университета с коллегами из Польши и Великобритании провела исследование среди университетских студентов и подтвердила, что склонность к употреблению алкоголя коррелирует с отношением длин указательного и безымянного пальцев. Это отношение указывает на действие половых гормонов во внутриутробном периоде: преобладание эстрогенов увеличивает длину указательных пальцев, а тестостерона — безымянных. В работе приняли участие 258 студентов (169 — женского пола). Длины их пальцев измеряли штангенциркулем, а пристрастие к спиртному оценивали по шкале AUDIT и граммам употребляемого в неделю алкоголя. Результаты опубликованы в American Journal of Human Biology.