Особенно ПТСР
Ученые из Исландии, Китая, США и Швеции под руководством Фан Фан (Fang Fang) из Каролинского института провели популяционное когортное исследование и выяснили, что хирургическое удаление миндалин и аденоидов в детском и подростковом возрасте связано с повышенным риском стресс-опосредованных психических расстройств, особенно посттравматического (ПТСР). В анализ вошли данные из шведских регистров здравоохранения о родившихся с января 1981 по декабрь 2016 года. 83957 человек подверглись подобным операциям, в десять раз большее число соответствующих им по полу, году рождения и дате начала наблюдения были включены в когорту популяционного сравнения (медианный возраст на начало наблюдения 14,4 года; 55,2 процента — женского пола). В дополнительную когорту семейного сравнения вошли 51601 прооперированных (медианный возраст 14,9 года; 55,8 процента — женского пола) и их 75159 не прооперированных родных братьев и сестер (13,3 года и 47,4 процента соответственно). Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.
При популяционном сравнении выяснилось, что у людей с удаленными миндалинами или аденоидами чаще развиваются стресс-опосредованные расстройства в дальнейшей жизни: отношение рисков (HR) составило 1,43 (95-процентный доверительный интервал 1,38–1,48); особенно это актуально в отношении ПТСР (HR 1,55; 95-процентный доверительный интервал 1,43–1,69). Схожие результаты были получены при сравнении с братьями и сестрами: HR 1,34 (95-процентный доверительный интервал 1,25–1,44) и HR 1,41 (95-процентный доверительный интервал 1,18–1,69) соответственно. Риск повышался вне зависимости от пола, возраста на момент операции, прошедшего с нее времени, уровня образования родителей и наличия у них стресс-опосредованных расстройств.
Активация поиска соли — их единственная функция
Ученые из США выяснили, что за тягу к соли у животных и человека отвечают узкоспециализированные нейроны в головном мозге, которые активируются гормоном альдостероном. Вводя мышам гормон непосредственно в мозг и подкожно, исследователи обнаружили, что альдостерон в высоких дозах способен проникать через гематоэнцефалический барьер и активировать группу из нескольких сотен нейронов, заставляя их обладателя отправляться на поиски соли, в то время как удаление этих нейронов блокирует тягу к соли. Результаты опубликованы в журнале JCI Insight.