Опаснее всего станут матчи в Техасе и Калифорнии
Условия на 10 из 16 стадионов проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2026 году будут близки к экстремальному тепловому стрессу для игроков. Особенно опасными могут стать дневные матчи в Арлингтоне, Хьюстоне и Монтерее, где футболисты рискуют испытывать перегрев, эквивалентный 50 градусам Цельсия, и терять по полтора литра воды в час с потом. Такие прогнозы содержит исследование, опубликованное в Scientific Reports.
Жаркая погода опасна для детей, пожилых и людей любого возраста с хроническими заболеваниями. Иногда про вред избыточного тепла говорят и в контексте когнитивных функций: волны жары снижают производительность труда офисных работников и усложняют обучение студентам. Но от жары могут пострадать и социальные группы, отличающиеся крепким здоровьем — например, спортсмены. Тепловая нагрузка на их организм усиливается из-за физической активности и обезвоживания, к тому же соревнования могут проводиться в непривычном для них климате и на значительной высоте над уровнем моря, где низкое парциальное давление кислорода вызывает дополнительные проблемы с аэробной производительностью. Риски для здоровья можно снизить, если при проведении соревнований учитывать данные биометеорологических исследований.
Ученые под руководством Катажины Линднер-Цендровски (Katarzyna Lindner-Cendrowska) из Польской академии наук исследовали, как погодные условия могут повлиять на игроков в США, Канаде и Мексике, где в 2026 году пройдет очередной Чемпионат мира по футболу. Стадионы будут расположены в 16 городах и девяти климатических зонах, а разброс высоты над уровнем моря составляет от двух до 2240 метров. Авторы рассчитали универсальный индекс теплового комфорта (UTCI) при разных видах физической активности и времени суток. Они учитывали температуру, концентрацию кислорода в воздухе и потерю воды организмом через потоотделение.
Оказалось, что 10 из 16 стадионов имеют высокий риск возникновения экстремального теплового стресса. Пик теплового стресса наблюдался практически во всех стадионах между 14:00 и 17:00 часами местного времени, а в Арлингтоне (14:00-18:00) и Хьюстоне (14:00-16:00) высокие физические нагрузки могут иметь необратимые последствия для здоровья. Моделируемый UTCI там превышает 50 градусов Цельсия, а обезвоживание — полтора литра воды в час. Заметную опасность могут представлять также дневные матчи в Майами (особенно в 11:00-12:00) и Монтерее. В Арлингтоне, Хьюстоне и Монтерее футболисты могут терять до 500 грамм воды в час, даже если будут просто сидеть на скамейке запасных. Наиболее комфортными как с точки зрения температур, так и с точки зрения насыщения воздуха кислородом авторы назвали Сиэтл и Ванкувер.
Жара сказывается на работе не только у спортсменов, но и у политиков. При среднесуточной температуре выше 27 градусов речь политиков в парламентах становится примитивнее — они начинают использовать более короткие слова. При этом для пожилых политиков этот эффект наблюдается уже при 21–24 градусах.
Это важный шаг в реализации проекта по возрождению вида
Сотрудники компании Colossal заявили, что им удалось реконструировать на 99,9 процента полный геном сумчатого волка. Для этого они проанализировали заспиртованную голову представителя вида, которая около 110 лет хранилась в Мельбурнском музее. Как отмечает The Guardian, это важный шаг в реализации проекта по возрождению сумчатых волков за счет генного редактирования сумчатых мышей. Впрочем, критики указывают, что Colossal так и не предоставила доказательств своим утверждениям о реконструкции генома вымершего хищника. Кроме того, даже если компания добьется успеха, неясно, можно ли будет называть получившихся животных сумчатыми волками.