Исследование проводили в датском «доме с привидениями»
Марк Андерсен (Marc Andersen) с коллегами по Орхусскому университету провели проспективное когортное полевое исследование и пришли к выводу, что добровольный страх с целью развлечения связан с последующим снижением уровней биомаркеров воспаления. Для участия в работе пригласили 113 посетителей аттракциона «дом с приведениями» (средний возраст 29,7 года; 61,1 процента — женщины) в датском городе Вайле. Уровень страха оценивали с помощью мониторинга частоты сердечных сокращений (ЧСС) и субъективно по шкале Ликерта. Низкоуровневое воспаление (концентрацию высокочувствительного С-реактивного белка выше трех миллиграмм на литр) и лейкоцитарную формулу определяли в образцах крови непосредственно перед посещением и после него, а также спустя три дня. Результаты опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.
Средняя продолжительность посещения составила около 51 минуты, средняя ЧСС во время него — 111,1 (среднее стандартное отклонение 10,1) удара в минуту, средний уровень страха — 5,4 (стандартное отклонение 1,9) по шкале от 1 до 9. Доля участников с низкоуровневым воспалением оказалась сопоставимой при посещении аттракциона и спустя три дня (p = 0,47). При этом среди 22 человек, у которых оно наблюдалось в начале исследования, у 18 (82 процентов) уровень высокочувствительного С-реактивного белка через три дня снизился в среднем с 5,7 до 3,7 миллиграмма на литр (p = 0,003). Хотя средние показатели лейкоцитарной формулы были нормальными у всех участников во всех анализах, спустя три дня уровни лейкоцитов в целом и лимфоцитов снизились вне зависимости от наличия низкоуровневого воспаления. Таким образом, страх в развлекательных целях может благотворно сказываться на функциях иммунной системы, заключают авторы работы.
И клинические, и генетические
Фэньфэнь Гэ (Fenfen Ge) из Орхусского университета с коллегами провела исследование вида случай — контроль и пришла к выводу, что как клинические, так и генетические факторы риска попыток и успешного совершения суицида существенно различаются. Выяснилось, что все 28 проанализированных заболеваний связаны с повышенным риском суицидальных попыток и 25 из них — успешных самоубийств, однако степень этой связи существенно различается. Хронические заболевания (к примеру, дислипидемия, нарушения слуха и зрения, дивертикулит) сильнее связаны с попытками суицида, а тяжелые (онкозаболевания и болезни почек) — с реализованными самоубийствами. При анализе генетических факторов суициды оказались связаны только с полигенным индексом психиатрического риска, а попытки — и психиатрического, и соматического. Результаты опубликованы в журнале JAMA Psychiatry.