Его остатки нашли в кургане, сооруженном в IV или III веках до нашей эры
Барнаульский археолог Петр Дашковский описал вторичное погребение пазырыкской культуры, раскопанное на Алтае в могильнике Ханхаринский дол. Исследователи обнаружили в нем скелет взрослой женщины, которую, по-видимому, похоронили спустя продолжительное время после смерти вместе с лошадью и сопроводительным инвентарем. Среди прочего, находки из могилы позволили реконструировать головной убор покойной, верхнюю часть которого украшала аппликация в виде орла, изготовленная из золотой фольги. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей.
Примерно в VI–III веках до нашей эры, то есть в раннем железном веке, на Алтае существовала одна из самых ярких археологических культур Евразийской степи своего времени — пазырыкская. В первую очередь она хорошо известна благодаря богатым на находки курганным захоронениям. Некоторые из них содержали ледяные линзы, которые сохранили до наших дней не только мумифицированные тела покойных людей, но и многочисленные артефакты, включая, например, ковер и парадную колесницу.
Один из крупных памятников пазырыкской культуры — могильник Ханхаринский дол — археологи исследуют с начала 2000-х годов в Краснощековском районе Алтайского края (Северо-Западный Алтай). Ученые обнаружили там больше четырех десятков курганов скифо-сакского времени. Часть похороненных в этом могильнике людей пазырыкцы сопроводили захоронениями лошадей, а также достаточно традиционным набором вещей: небольшими бронзовыми зеркалами, ножами, оружием, заколками, удилами и керамическими сосудами. Отдельный интерес представляли остатки яркого женского головного убора высотой 35,5 сантиметра, который украшали аппликации из золотой фольги и навершия в виде головы орлиного грифона и оленя.
Петр Дашковский (Petr Dashkovskiy) из Алтайского государственного университета описал еще одно погребение из кургана № 4, раскопанного в могильнике Ханхаринский дол. Под невысокой каменной насыпью, диаметр которой составлял 11 метров, археологи обнаружили достаточно большую могильную яму, внутри которой находились остатки деревянной рамы, перекрытой плахами.
В могиле лежал почти полный скелет взрослой женщины, которой на момент смерти было около 35–50 лет. Исследователи обратили внимание на то, что целостность костяка была немного нарушена, череп не был сочленен с остальным скелетом, а на многих костях присутствовали порезы. Дашковский считает, что это вторичное захоронение — не очень распространенное явление на Алтае в скифское время. По всей видимости, покойную похоронили спустя достаточно продолжительное время после смерти, когда мягкие ткани трупа уже частично или почти полностью разложились. Вероятно, это следствие сезонных кочевок древнего населения Алтая и существовавшей традиции хоронить умерших на родовых кладбищах.
Помимо скелета женщины, исследователи обнаружили в кургане сопроводительное захоронение лошади, которое подчеркивало статус покойной, остатки ритуальной пищи (кости барана) и ряд артефактов: фрагменты золотой фольги, небольшое бронзовое зеркало, которое, вероятно, было сделано специально для погребения, железные удила и нож, покрытые золотой фольгой заколки, а также керамический сосуд. Типология этих вещей позволила датировать погребение IV–III веками до нашей эры.
Кроме того, археологи обнаружили, что первоначально на голове умершей был убор, остатки которого лежали возле черепа в виде скопления сажи и украшений из золотой фольги. Судя по остаткам, Дашковский предположил, что это был надевавшийся поверх парика войлочный колпак с небольшими полями, высота которого могла достигать 50 сантиметров. В верхней части его украшала аппликация из золотой фольги, изготовленная в виде орла с расправленными крыльями — вероятно, символа верхнего мира в мифологической картине мира древних кочевников Алтая. Нижнюю же часть колпака украшали аппликации в виде асимметричных листков, которые также были сделаны из фольги.
Ранее мы рассказывали о другом пазырыкском головном уборе, внешний вид которого реконструировали археологи. Он представлял собой войлочный убор с гребневидным навершием, который украшали бляхи в виде орла и фигурка копытного животного.