При симуляции поиска пациентом
Социолог Стефани Элис Бейкер (Stephanie Alice Baker) из Лондонского университета провела симуляционное исследование и пришла к выводу, что более 81 процента популярных англоязычных видео в тиктоке, посвященных лечению рака, содержат ложную информацию. Чтобы получить эти данные, исследовательница симулировала поведение онкологического пациента, проводящего собственное исследование в поиске исцеления в первый месяц после постановки диагноза. Для этого она в апреле-мае 2024 года еженедельно в течение четырех недель анализировала 50 первых роликов в тиктоке, выдаваемых на запрос «лечение рака» (cancer cure). Препринт работы доступен на ресурсе SocArXiv.
Из 200 проанализированных видео 163 предоставляли ложную информацию. По типу содержания они относились к пяти категориям (в порядке убывания количества): личные истории пациентов; продвижения «чудесных» способов лечения с помощью врачей-диссидентов; конспирологические истории о продажных медицинских институциях; псевдоинформационные ролики для продажи различных нелицензированных средств; религиозные проповеди о победе над болезнью с помощью веры.
Результаты удалось воспроизвести в четырех лабораториях
Исследователи из лабораторий Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, Калифорнийского университета в Беркли, Стэнфордского университета и Университета Вирджинии несколько раз воспроизвели 16 результатов социально-поведенческих исследований. Воспроизводимость достигла 86 процентов, а величина эффектов была сопоставима в разных повторениях. Это может говорить о том, что проблемы с повторением ранее полученных результатов иногда связаны с недостаточно строгим подходом к эксперименту. Результаты опубликованы в Nature Human Behaviour.