Молодая слониха из Берлинского зоопарка научилась мешать купанию слонихи постарше
Зоологи понаблюдали за купанием трех азиатских слоних в Берлинском зоопарке. Одна из них, Мэри, демонстрировала сложное поведение: брала шланг для воды хоботом и поливала себя из него. При этом она регулировала длину свободного конца шланга в зависимости от того, какую часть тела обрабатывала. А одна из двух более молодых самок, Анчали, научилась мешать Мэри, пережимая шланг хоботом и перекрывая тем самым поток воды. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.
Многие животные умеют пользоваться инструментами. Как правило, они применяют их, чтобы добывать пищу, например, разбивают камнями раковины моллюсков и оболочки семян или достают насекомых из труднодоступных мест с помощью палочек и крючков. Однако представители отдельных видов используют орудия в гигиенических целях. В частности, обезьяны, в том числе не человекообразные, нередко очищают шерсть и кожу веточками. Похожим образом ведут себя и птицы. Например, тупиков (Fratercula arctica) замечали за почесыванием спины и груди палочками. А самец кеа (Nestor notabilis) по имени Брюс, который лишился большей части надклювья из-за травмы, научился чистить перья камешками.
Команда зоологов под руководством Михаэля Брехта (Michael Brecht) из Берлинского университета имени Гумбольдта решила изучить использование инструментов для гигиены у еще одного вида животных — азиатских слонов (Elephas maximus). Для этого исследователи понаблюдали за тремя самками данного вида из Берлинского зоопарка: Мэри (Mary), Анчали (Anchali) и Панг Фа (Pang Pha). Каждое утро смотрители купают этих слоних, поливая их водой из шланга — и у самок есть возможность набрать воды в хобот, чтобы опрыскать себя из него и утолить жажду. При этом они обучены не наступать на шланг, чтобы не перекрывать поток воды.
Все три самки опрыскивали себя набранной в хобот водой. Однако Мэри вела себя сложнее, чем Анчали и Панг Фа. Помимо опрыскивания, слониха поливала себя водой из шланга. В течение пяти секунд после начала купания она брала хоботом шланг и начинала самостоятельно поливать себя из него. В среднем самка пользовалась шлангом около семи минут и бросала его, когда вода отключалась. Обычно Мэри удерживала шланг таким образом, чтобы его конец был направлен в правую от нее сторону. Интересно, что когда самка обрызгивала себя водой из хобота, она чаще обрабатывала правую половину тела, но при использовании шланга отдавала предпочтение левой половине.
Во время купания Мэри меняла положение частей тела, чтобы до них легче было достать струей воды. Например, самка поднимала и вытягивала вперед заднюю ногу. Кроме того, она регулировала длину свободного конца шланга в зависимости от того, какую часть тела обрабатывала. Поливая спину, Мэри удерживала шланг дальше от его конца по сравнению с обработкой левой стороны тела — а также забрасывала его на спину как лассо. Таким образом, она модифицировала один и тот же инструмент для разных целей, подобно новокаледонским воронам (Corvus moneduloides). По словам смотрителей, они никогда не обучали Мэри этим навыкам. Возможно, самка переняла их у других слонов, с которыми контактировала до прибытия в Берлинский зоопарк. Согласно другой версии, она научилась обращаться со шлангом сама, выстроив аналогию между этим предметом и похожим на него хоботом.
Чтобы оценить способности Мэри работать с разными инструментами, исследователи провели эксперимент. Во время купания они предлагали самке один из трех шлангов: привычный, диаметром 24 миллиметра; более тонкий, диаметром 13 миллиметров; а также более толстый, диаметром 32 миллиметра. Когда в наличии был привычный шланг, Мэри поливала себя из него в течение 64 процентов времени купания и разбрызгивала воду из хобота на протяжении 10 процентов времени. Для тонкого шланга эти значения составили 39 процентов и 19 процентов соответственно; при этом 42 процента отведенного на купание времени самка не пользовалась ни шлангом, ни хоботом. А когда слонихе предоставили толстый шланг, она использовала его в течение 36 процентов времени — а еще 40 процентов времени опрыскивала себя из хобота. Результат опыта указывает на способность Мэри адаптировать поведение к разным орудиям.
Более молодая слониха Анчали не умела сама поливать себя водой из шланга. Однако исследователи заметили, как она манипулирует шлангом, из которого моется Мэри, мешая водным процедурам последней. Анчали брала шланг хоботом, поднимала его и перегибала, после чего обхватывала место перегиба хоботом и сильно сжимала его. В результате поток воды прекращался. С каждым следующим разом молодой слонихе все лучше удавалось перекрывать воду (иногда она перекрывала воду, прижимая шланг хоботом к полу). По мнению Брехта и его коллег, Анчали намеренно мешала купанию Мэри, возможно, в качестве ответа на агрессию старшей самки по отношению к ней. Впрочем, экспериментальным путем эту идею проверить не удалось. Когда исследователи предоставили Анчали доступ к двум шлангам, только один из которых вел к моющейся Мэри, она не отдавала предпочтения ни одному из шлангов и чаще брала тот из них, что лежал ближе к ней. Однако, возможно, она просто не разобралась, какой из шлангов нужно пережать, чтобы помешать купанию старшей слонихи.
Ранее мы рассказывали о том, как зоологи предъявили двум саванным слонихам (Loxodonta africana) из Серенгети-парка в Ходенхагене фотографии, запахи и записи голосов незнакомых людей и бывших смотрителей, которых животные не видели 13 лет. Слонихи проявили больше интереса к фотографиям и запахам старых знакомых. Результаты эксперимента свидетельствуют, что слоны способны долго хранить воспоминания о знакомых людях.