Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей

Спустя 13 лет после взаимодействия с ними

Зоологи предъявили двум африканских слонихам из зоопарка в Германии фотографии, запахи и записи голосов незнакомых людей и бывших смотрителей, которых животные не видели 13 лет. Слонихи проявили больше интереса к фотографиям и запахам старых знакомых, однако значимые различия наблюдались только в случае запахов. Как отмечают исследователи в Zoo Biology, это указывает на то, что слоны способны долго хранить воспоминания о знакомых людях.

Долговременная память позволяет животным запоминать информацию, важную для выживания: места, где можно найти пищу, опасные места, маршруты миграций, сородичей. Последнее особенно важно для животных, живущих в группах, к которым относятся и слоны. Ранние наблюдения показали, что африканские слоны (Loxodonta africana) узнают и приветствуют друг друга даже спустя несколько лет. Кроме того, эти животные, по всей видимости, способны различать по голосу опасных и неопасных для них людей — опираясь на их пол, возраст и этническую принадлежность и на предыдущие встречи с ними. Сообщалось также о ситуациях, когда слоны узнавали знакомых людей после долгой разлуки, однако экспериментально это не проверялось.

Исправить это решили Мартин Кренцлин (Martin Kränzlin) из Кильского университета Христиана Альбрехта и его коллеги из Германии и Франции. Они провели эксперимент с двумя африканскими слонихами — матерью 36 лет и дочерью 15 лет — из Серенгети-парка в Ходенхагене. Слонихам предложили им посмотреть на фотографии трех сотрудников зоопарка, который они покинули более 13 лет назад, послушать их голоса и почуять их запах. Старшая самка знала смотрителей в течение 21, 10 и 8 лет, а младшая — только 15 месяцев. Вместе со знакомыми стимулами слонам предъявляли аналогичные стимулы от трех незнакомых людей.

Фотографии, обонятельные стимулы и динамики, из которых звучали голоса, располагались на двух установках. Они стояли почти в трех метрах от забора, за которым были слоны — достаточно близко, чтобы старшая слониха могла дотянуться до установок хоботом. В качестве обонятельного стимула использовались футболки, в которых люди проспали одну ночь. Во время испытаний ученые измеряли время, в течение которого слонихи проявляли интерес к стимулам, частоту прикосновений к установкам хоботом (или таких попыток) и продолжительность этих прикосновений.

В целом слоны проявляли больше внимания к фотографиям, запахам и голосам их бывших смотрителей, однако эта разница была статистически значимой только для запахов. Так, они примерно в шесть раз дольше трогали хоботом установки с футболками их старых знакомых. Когда ученые объединили все стимулы, статистически значимая разница была как для длительности исследования хоботом, так и для частоты касаний. Также животные в большинстве испытаний сначала исследовали знакомые стимулы, и только потом — незнакомые.

В одном из экспериментов с фотографиями самка по имени Биби перевернула хоботом установку с изображением незнакомца. Это привело к более длительному контакту с этим стимулом. По словам ученых, если это считать выбросом, тогда слоны гораздо дольше исследовали фотографии своих старых смотрителей — и этот эффект тоже будет статистически значимым.

Авторы заключили, что африканские слоны, живущие в зоопарке могут узнавать знакомых людей и отличать их от незнакомых даже спустя много лет. Однако маленький размер выборки и тот факт, что в экспериментах участвовали только самки, требуют относиться к этому выводу с осторожностью. Кроме того, здесь не сравнивались реакции животных на самих людей — знакомых и незнакомых. Если бы вместо отдельных стимулов слоны повстречались с людьми, то, вероятно, в случае знакомых можно было бы наблюдать церемонию приветствия — если слоны в самом деле помнили бы их. Ученые также отметили, что учесть влияние некоторых факторов во время эксперимента было трудно. Так, слонихи могли отвлекаться на других членов группы, находящихся в соседнем основном вольере.

Ранее подобный эксперимент провели с шимпанзе и бонобо: оказалось, обезьяны узнают по фотографии знакомых сородичей, которых давно не видели.

Детеныш редкого квинслендского вомбата испугался ехидны