На репрезентативных выборках
Американские, китайские и малайзийские ученые провели крупное двухстадийное кросс-секционное и лонгитюдное исследование в семи странах и убедились, что у не состоящих в браке людей риск депрессии повышен независимо от национальной и культурной принадлежности, однако степень этой связи имеет отличия. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Human Behaviour.
Депрессия представляет собой серьезную проблему глобального здравоохранения в силу широкой распространенности и тесной связи с риском соматических заболеваний, нетрудоспособностью и суицидами. У этого заболевания со сложными механизмами выявлено множество взаимосвязанных факторов риска. Одним из таких факторов считается отсутствие супруга или супруги, однако практически все исследования на эту тему рассматривали население какой-либо отдельно взятой, преимущественно западной страны, и даже в них размеры эффекта сильно различались. Поэтому вопрос об универсальности подобной связи остается открытым.
Чтобы разобраться в нем, Кэфэн Ли (Kefeng Li) из Политехнического Университета Макао с коллегами из Китая, Малайзии и США воспользовался национально репрезентативными данными на уровне отдельных индивидов. В кросс-секционную стадию работы вошла информация о 106556 человеках (49547 — мужчины) из американских когорт NHANES и WLS, британской APMS, мексиканской MHAS, корейской KLoSA, ирландской TILDA, китайской CHARLS и индонезийской IFLS. У 22490 участников были симптомы депрессии. Доля состоящих в браке варьировалась от 64,3 процента в NHANES до 87,6 процента в CHARLS.
В проспективной лонгитюдной стадии использовали данные 20865 человек (10502 — мужчины) из американской когорты WLS, мексиканской MHAS, корейской KLoSA, ирландской TILDA и китайской CHARLS. Период наблюдения составил от четырех лет в KLoSA до 18 лет в WLS. За это время депрессивные симптомы зарегистрировали у 4486 участников. В сумме данные обеих стадий репрезентируют примерно 541 миллион взрослых жителей Земли.
В многопараметрической модели с поправкой на сопутствующие факторы риск депрессии оказался выше у не состоявших в браке во всех когортах семи стран: общее отношение шансов составило 1,86 (95-процентный доверительный интервал 1,61–2,14; p < 0,001). Эта тенденция сохранялась и при рассмотрении по отдельным подгруппам: никогда не состоявших в браке (OR 1,79; p < 0,001), разведенных (OR 1,99; p < 0,001) и овдовевших (OR 1,64; p < 0,001).
Факторами, влияющими на степень корреляции семейного положения с депрессией, оказались страна проживания, пол и уровень образования. Риск был выше в западных странах, чем в восточных (β = 0,36; 95-процентный доверительный интервал 0,16–0,56; p < 0,001), у мужчин (β = 0,25; 95-процентный доверительный интервал 0,003–0,47; p < 0,047) и при более высоком уровне образования (β2= 0,34; 95-процентный доверительный интервал 0,11–0,56; p < 0,003). Кроме того, существенными причинными медиаторами повышения позднего риска депрессии у не состоявших в браке оказались употребление алкоголя среди китайских, корейских и мексиканских участников, а также курение у жителей Китая и Мексики (для всех p < 0,001).
Таким образом, не состоящие в браке подвержены повышенному риску депрессии независимо от национальности. Любые усилия по снижению этого риска должны предприниматься с учетом культурного контекста, пола, уровня образования и использования психоактивных веществ, заключают авторы работы.
Как уже было сказано, патогенез депрессии сложен, и факторов, влияющих на ее развитие, в том числе довольно неожиданных, множество. К примеру, ранее было показано, что риск этого заболевания повышен у любителей жареной пищи и физически слабых людей, не зависит от количества рабочих часов в неделю и снижен при умеренных физических нагрузках.