Его останки нашли в заброшенном колодце
Ученые исследовали останки человека, которые нашли в норвежском Тронхейме на дне заброшенного колодца. Они определили, что скелет принадлежал мужчине, который жил около 800 лет назад и, возможно, был упомянут в исландской «Саге о Сверрире». Анализ ДНК этого человека показал, что генетически он близок к населению юга современной Норвегии. Вероятно, у него были голубые глаза, светлая кожа, а также светлые или светло-каштановые волосы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале iScience.
«Сага о Сверрире» представляет собой одну из исландских «королевских саг», которая посвящена королю Сверриру Сигурдссону и выступает основным источником по истории Норвегии второй половины XII века — периода политической нестабильности, восстаний и гражданских войн. Среди прочего, в этой саге описываются события, как оппоненты Сверрира в 1197 году напали на его крепость Сверресборг, остатки которой находятся на территории современного Тронхейма. Они не только разграбили ценности, сожгли постройки, но и сбросили мертвое тело в колодец, чтобы отравить воду, после чего засыпали колодец камнями.
В 1938 году археологи исследовали руины Сверресборга и обнаружили на дне заброшенного колодца человеческие останки. В 2014–2016 году ученые вернулись к изучению этого объекта и нашли новые кости, которые вместе со старыми находками позволили собрать примерно 90 процентов скелета. Антропологи определили, что он принадлежал взрослому мужчине, который прожил около 30–40 лет и получил перед смертью несколько травм.
В новой работе ученые из Дании, Ирландии, Исландии, Норвегии и Швеции во главе с Майклом Мартином (Michael Martin) из Норвежского университета естественных и технических наук представили результаты исследования этих останков. Радиоуглеродный анализ показал, что с вероятностью почти 93 процента находки датируются 1153–1277 годами нашей эры. Это согласуется с датой нападения на крепость Сверресборг, поэтому, вполне возможно, что скелет действительно принадлежал человеку, упомянутому в саге.
Затем палеогенетики выделили ДНК из останков, найденных в колодце, и подтвердили, что они принадлежали мужчине. Исследователи определили, что он был носителем митохондриальной гаплогруппы H2a2a1, которая сегодня в основном распространена в Скандинавии и на востоке Европы. По отцовской линии он оказался представителем Y-хромосомной гаплогруппы I1a1a3a1, которая в настоящее время встречается главным образом в Скандинавии.
Дальнейший анализ ядерного генома показал, что мужчина из Сверресборга попадает в пределы генетической изменчивости современных норвежцев. Более того, по словам ученых, он очень близок к населению юга этой страны. Помимо этого, исследователи воспользовались программой, которая позволяет предсказать некоторые фенотипические признаки этого человека. Вероятно, у него были голубые глаза, светлая кожа, а также светлые или светло-каштановые волосы.
Недавно мы рассказывали о необычном захоронении, раскопанном примерно полвека назад в Бельгии. Ученые проанализировали древний скелет и обнаружили, что он был составлен из останков как минимум семи человек, большинство из которых жили в эпоху позднего неолита.
Сколько нужно ученых, чтобы объяснить шутку?
«Гарри Поттер мертв! Уаааа-хааа-хаааа», — хохочет в пасмурное небо темный лорд, повернувшись к пожирателям смерти. «Уа-ха-хааааа», — натянуто откликаются приспешники. Ничего смешного. Раскатистый злобный хохот Волан-де-Морта — пример неуместного смеха, смеха без шутки. Впрочем, и вежливые смешки, и нервное хихикание, и заразительный хохот тоже зачастую вообще не связаны с юмором: на шутки приходится всего 10–20 процентов смеха. Мы почему-то смеемся, когда вообще не смешно.