Наконечники стрел подтвердили южное происхождение части участников битвы в долине Толлензе

Она произошла в бронзовом веке на северо-востоке современной Германии

Немецкие археологи исследовали наконечники стрел, найденные на месте битвы в долине реки Толлензе, которая около 1300–1250 годов до нашей эры произошла на северо-востоке современной Германии. Ученые подтвердили, что в столкновении участвовали как местные жители, так и выходцы из другого региона — вероятно, с юга Центральной Европы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

В долине реки Толлензе, расположенной в Мекленбурге — Передней Померании (северо-восток Германии), исследователи обнаружили следы древней битвы, которая развернулась на этих землях в эпоху бронзы. В общей сложности археологи нашли здесь уже примерно 12,5 тысячи человеческих костей, которые принадлежали как минимум 150 индивидам, причем большинство из них, по данным антропологов, были мужчинами в возрасте от 20 до 40 лет. На многих останках исследователи заметили повреждения, нанесенные разными типами оружия, которые вместе с найденными многочисленными артефактам, останками лошадей не оставляют сомнений, что здесь произошла крупная битва.

По мнению исследователей, некоторые предметы, найденные на месте битвы, указывали на то, что в сражении принимали участие как местные жители, так и выходцы из других регионов. Этот вывод также независимо подтверждается с помощью анализа стабильных изотопов останков погибших здесь людей.

В новой статье Лайф Инзельманн (Leif Inselmann) из Свободного университета Берлина совместно со своими немецкими коллегами представил результаты исследования наконечников стрел, найденных в долине реки Толлензе. В общей сложности ученые проанализировали 64 артефакта с места битвы, 54 из которых были сделаны из бронзы, а 10 — из кремня. А затем сравнили эти находки с 4743 наконечниками древних стрел, найденных на юге Скандинавии, в Германии, Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах.

По данным исследователей, кремневые наконечники стрел часто встречаются на памятниках бронзового века, расположенных на севере Центральной Европы и юге Скандинавии, где широко доступен кремень. Напротив, на юге Центральной Европы, где качественного кремня меньше, они редки, зато там были доступны медь и олово для изготовления бронзовых наконечников. В конечном счете археологи пришли к выводу, что кремневые находки из долины Толлензе представляли собой артефакты местного (или регионального) происхождения.

Сложнее оказался анализ бронзовых находок. Тем не менее ученые определили, что, по-видимому, некоторые типы наконечников были местного (или регионального) происхождения, в то время как другие, вероятно, были сделаны людьми из южных районов Центральной Европы — возможно, с территорий Баварии или Моравии. Вместе с предыдущими находками и анализом стабильных изотопов в останках анализ найденных наконечников подтверждает, что в битве принимали участие выходцы из другого региона, расположенного достаточно далеко от места сражения.

Вооруженные столкновения в Европе происходили и задолго до битвы в долине реки Толлензе. Например, ранее мы рассказывали, как на севере Испании раскопали массовое захоронение эпохи позднего неолита, которое предположительно связано с вооруженными столкновениями или набегами.

У вала Чингисхана раскопали погребение представительницы домонгольской кочевой элиты