На плато Наска открыли 303 фигуративных геоглифа

Многие из них нашли благодаря машинному обучению

Археологи с помощью машинного обучения проанализировали аэрофотоснимки плато Наска и выявили на них кандидатов в древние геоглифы, а затем провели полевое исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения. В общей сложности за полгода ученые обнаружили 303 ранее неизвестных фигуративных геоглифа, существование больше половины из которых предсказала модель. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вместе с Мачу-Пикчу многочисленные геоглифы на пустынном плато Наска, расположенном на территории современного Перу, выступают одними из самых узнаваемых археологических объектов Южной Америки. Впервые об этих изображениях еще в середине XVI века сообщил испанский священник, исследователь и конкистадор Педро Сьеса де Леон, однако заново открыть геоглифы удалось лишь в первой половине XX века, когда у ученых появилась возможность взглянуть на эту местность с воздуха.

С тех пор исследователи обнаружили несколько сотен различных геоглифов: геометрических фигур, антропоморфных изображений, рисунков животных, растений и предметов, самые ранние из которых созданы около I века до нашей эры. Причем по мере того, как в руки ученых попадали все более качественные аэрофотоснимки плато Наска и его окрестностей, темпы выявления новых объектов росли. Недавно археологи также взяли на вооружение методы машинного обучения, чтобы искать на снимках кандидатов в древние изображения. И это уже давало результат — таким способом исследователи открыли четыре древних фигуры, включая изображение гуманоида.

В новой статье Масато Сакай (Masato Sakai) из Университета Ямагата совместно с коллегами из США, Франции и Японии сообщил о прорыве в темпах открытия геоглифов на плато Наска. С помощью машинного обучения исследователи выявили более 1300 потенциальных геоглифов, вероятность существования которых они оценивали как высокую. Полученный набор данных ученые использовали во время полевого сезона, который проходил на плато Наска в сентябре 2022 — феврале 2023 года.

В результате за 1440 рабочих часов археологи выявили 303 ранее неизвестных фигуративных геоглифа, а также 42 новых геометрических фигуры. Причем 178 из 303 фигуративных изображений представляли собой объекты, которые в качестве потенциальных геоглифов выявила обученная модель. Кроме того, еще 66 геоглифов ученые также открыли благодаря машинному обучению, однако модель распознала на снимках не конкретно эти объекты, а выявила места, где археологи обнаружили скопление из нескольких расположенных рядом изображений. Оставшиеся 59 геоглифов исследователи нашли без какой-либо помощи от модели. Еще 968 кандидатов в геоглифы, выявленных благодаря машинному обучению, археологи не успели проверить, поэтому, возможно, в следующих полевых сезонах количество открытых объектов также заметно вырастет.

Проделанная работа, по словам ученых, позволила кратно увеличить темпы открытия фигуративных геоглифов на плато Наска. По их данным, в период с 1940-х по начало 2000-х годов в среднем археологи обнаруживали ежегодно около 1,5 фигуративных геоглифа, а в период с 2004 по 2020 год темпы выросли почти до 18,7 изображения в год, что связано в первую очередь с улучшением качества аэрофотоснимков. Новый подход позволил и этот показатель увеличить примерно в 16 раз, благодаря чему общее количество известных фигуративных геоглифов выросло примерно на 70 процентов — с 430 до 733 штук.

Геоглифы плато Наска весьма разнообразны. Например, одной из ярких находок последних пяти лет стало гигантское изображение кошки, достигающее примерно 37 метров в длину.

Нейросеть помогла найти пятиметровый геоглиф гуманоида на плато Наска