Это неизвестный ранее представитель рода брукезий с восточного побережья Мадагаскара
Герпетологи описали новый вид миниатюрных хамелеонов из рода Brookesia. Он получил название B. nofy. Как отмечается в статье для журнала Zootaxa, крошечный хамелеон обитает в прибрежных тропических лесах на востоке Мадагаскара, в первую очередь в популярном среди туристов частном заповеднике Аканинни-Нофи (Пальмариум). Интересно, что именно на снимках туристов, выложенных в соцсети, ученые впервые и заметили представителей неизвестного ранее вида.
Хамелеоны из рода Brookesia обитают только на Мадагаскаре. Они приспособились к жизни среди опавших листьев в лесной подстилке, из-за чего стали очень мелкими, приобрели тусклую буровато-серую окраску и разучились менять цвет. В общей сложности известно более 30 видов брукезий, причем этот список регулярно пополняется. Например, в 2021 году зоологи описали новый вид этих рептилий из горных лесов на севере Мадагаскара. Он получил название B. nana. Предполагается, что это самый мелкий хамелеон и одна из самых мелких ящериц в мире.
Еще один вид брукезий описала команда герпетологов под руководством Мигеля Венсеса (Miguel Vences) из Брауншвейгского технического университета. Несколько лет назад исследователь заметил в соцсетях фотографии миниатюрного хамелеона, которые сделали посетители популярного среди туристов частного заповедника Аканинни-Нофи на востоке Мадагаскара. Этот участок прибрежного тропического леса, расположенного почти на уровне моря, более известен как Пальмариум.
Венсес заподозрил, что на снимках туристов запечатлены представители неизвестного ранее вида. Чтобы проверить эту идею, мадагаскарские коллеги ученого отправились в Аканинни-Нофи и поймали здесь одного миниатюрного хамелеона. Морфологический и генетический анализы образца подтвердили, что брукезии из Аканинни-Нофи относятся к отдельному виду из подрода Evoluticauda. Он получил название Brookesia nofy. От близких видов новая брукезия отличается размерами, формой головы и пропорциями тела.
Подобно другим брукезиям, B. nofy отличается скромной окраской и очень мелкими размерами. Длина тела этих рептилий от кончика носа до кончика хвоста составляет всего около 33 миллиметров. По оценкам Венсеса и его коллег, ареал B. nofy ограничен прибрежными тропическими лесами восточного Мадагаскара. Помимо Аканинни-Нофи, она, вероятно, также встречается в соседнем лесу Вохибола. Для сравнения: ближайший родственник нового вида, брукезия B. ramanantsoai, обитает в той же части Мадагаскара, но предпочитает леса на высоте от 800 до 1300 метров над уровнем моря.
Венсес с соавторами подчеркивают, что прибрежные тропические леса Восточного Мадагаскара быстро исчезают под натиском подсечно-огневого земледелия. Их современная площадь составляет всего около десяти процентов от первоначальной. По мнению авторов, B. nofy, вероятно, удалось выжить лишь благодаря тому, что владельцы заповедника Аканинни-Нофи ради привлечения туристов на протяжении последних двадцати лет позволяли местному лесу восстанавливаться. При этом соседний лес Вохибола, где также встречается эта брукезия, не находится под столь строгой охраной и сильно страдает от вырубки и выжигания.
Несмотря на то, что сейчас популяции B. nofy из Аканинни-Нофи, вероятно, ничего не угрожает, ее ареал все равно очень мал. Поэтому авторы рекомендуют отнести данный вид к числу находящихся на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR).
Несколько лет назад Мигель Венсес и его коллеги описали сразу 20 новых видов мадагаскарских лягушек из рода Mantidactylus. Их выявили благодаря генетическому и морфологическому анализам и изучению брачных криков самцов.
Центральные и западные бонобо разделились примерно 145 тысяч лет назад
Генетики прочитали ДНК трех десятков бонобо. Их анализ показал, что эволюционные линии предков обыкновенных и карликовых шимпанзе разошлись около 1,3 миллиона лет назад. Спустя примерно миллион лет, около 145 тысяч лет назад, популяция бонобо разделилась на центральную и западную субпопуляции, а еще приблизительно через 85 тысяч лет последняя разделилась на две. Причем эффективный размер одной из западных субпопуляций, по оценкам ученых, на протяжении долгого времени составлял всего лишь 2,8 тысячи особей, что заметно сказалось на их генофонде и сделало их потенциально еще более уязвимыми перед различными угрозами. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.