Знакомые с зеркалом рыбы реже атаковали фотографии рыб крупнее их самих
Ученые из Швейцарии и Японии обнаружили, что губаны-чистильщики могут не только узнавать себя в зеркале, но и впоследствии сопоставлять размеры своего тела с размерами тел своих сородичей. Рыбы, не знакомые с зеркалом, вели себя агрессивно по отношению к фотографиям других особей — даже если те были крупнее их. После воздействия зеркала губаны были более осторожны и проявляли агрессию в основном к изображениям рыб размером меньше себя. Исследователи пришли к выводу, что губаны-чистильщики способны формировать ментальный образ собственного тела и использовать его для принятия решений, что подтверждает идею о наличии у этих рыб самосознания. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.
Способность животного узнавать себя в зеркале считается признаком того, что оно обладает самосознанием — то есть некоторым представлением о собственном «я» или, по крайней мере, ментальным образом себя. Обычно это проверяют с помощью зеркального теста: смотрят, будет ли животное счищать со своего тела нарисованную метку, которую видно только в зеркало. Однако отказывать животному в наличии самосознания, опираясь лишь на то, что оно не проходит зеркальный тест, нельзя: этот тест не такой универсальный, каким может показаться. Собаки, например, его не проходят, но при этом осознают границы собственного тела, что тоже в какой-то мере указывает на самосознание. Петухи тоже не счищают с себя меток, однако, сидя перед зеркалом, ведут себя так, как будто они одни — то есть не воспринимают свое отражение как другую особь.
Впрочем, прохождение зеркального теста не гарантирует наличия самосознания, поскольку сопоставление собственных движений с движениями отражения может опираться и на более простые механизмы. Чтобы удостовериться, что у животного и впрямь есть какие-то представления о собственном «я», нужны дополнительные доказательства. Вот, например, недавно Тайга Кобаяси (Taiga Kobayashi) из Столичного университета Осаки совместно со своими коллегами из Швейцарии и Японии показал, что губаны-чистильщики (Labroides dimidiatus) не только проходят зеркальный тест, но и способны после этого узнавать себя на фотографиях. В экспериментах рыбы нападали на фотографии знакомых и незнакомых сородичей, но не проявляли агрессию по отношению к собственному изображению. Тогда ученые пришли к выводу, что губаны-чистильщики могут формировать ментальный образ себя. Однако рыбы, по всей видимости, узнавали себя по «лицу»: они прекращали это делать, когда на фотографии их голову заменяли головой другой рыбы.
Чтобы выяснить, включает ли ментальный образ самих себя у губанов-чистильщиков что-то кроме «лица», и могут ли рыбы как-то применять эту информацию, исследователи сосредоточились на способности рыб оценивать относительный размер собственного тела после прохождения зеркального теста. Внутривидовая конкуренция среди губанов-чистильщиков высока, а доминирующее положение занимают более крупные особи — поэтому размер тела для этих рыб очень важен. Перед тем, как вступить в стычку с соперником, губаны-чистильщики нередко проплывают мимо него, чтобы сопоставить собственный размер с размером соперника и решить, стоит ли лезть в драку.
Сначала ученые показывали 15 рыбам, которые никогда не видели зеркал, фотографии незнакомых им сородичей. Некоторые из рыб на фотографиях были того же размера, что и фокусные особи, другие — на десять процентов больше, а третьи — на десять процентов меньше. Рыбы вели себя агрессивно по отношению ко всем изображениям, независимо от их размера: они подплывали близко, расправляли плавники и пристально смотрели на фотографию. Затем в аквариумы восьми особей на неделю поместили зеркало, а семь рыб остались без зеркал. Спустя неделю с особями из первой группы провели классический зеркальный тест с меткой — и все рыбы попытались ее стереть с себя по крайней мере по разу.
Затем губанам снова показывали фотографии конспецификов разных размеров (но на фотографиях были уже другие особи, чтобы избежать эффектов знакомства и привыкания). Рыбы, знакомые с зеркалом, продолжали проявлять агрессию по отношению к изображениям сородичей, чей размер был на десять процентов меньше. А вот рыб, чей размер совпадал с их собственным или был больше на десять процентов, губаны, прошедшие зеркальный тест, атаковали менее активно. В то же время рыбы из контрольной группы, которые не видели зеркал, продолжали проявлять одинаковую агрессию к фотографиям, независимо от их размера.
Также губаны-чистильщики, познакомившиеся с зеркалом, время от времени плавали к нему и обратно, когда им показывали фотографии других рыб. Возле зеркала они иногда плавали параллельно ему (так обычно проплывают мимо сородича, чтобы сравнить размеры) — по всей видимости, чтобы оценить свой размер и принять решение, стоит ли атаковать конспецифика с фотографии. Зеркала располагались в другой части аквариума за перегородкой, поэтому смотреть одновременно на фото и на отражение рыбы не могли. Интересно, что во время демонстрации фотографии сородича большего размера особи, прошедшие зеркальный тест, чаще плавали сверяться с зеркалом.
Авторы пришли к выводу, что у губанов-чистильщиков под воздействием зеркала действительно формируется ментальный образ своего тела, и они становятся способны оценивать его размер и сравнивать его с размерами других рыб. Не вполне ясно, насколько устойчив этот ментальный образ, однако губаны-чистильщики, вероятно, способны его обновлять, возвращаясь к зеркалу — как они делали в этом эксперименте. Ученые также отметили, что искать самосознание у других видов животных можно не только с помощью классического зеркального теста (который подходит не для всех видов), но и с помощью подобных экспериментов, в которых им необходимо будет оценить размер своего тела после взаимодействия с зеркалом.
Недавно ученые выяснили, что проходить классический зеркальный тест способны и мыши — но с рядом оговорок. Грызуны должны были привыкнуть к зеркалу и иметь опыт общения с сородичами, а пятно краски у них на лбу должно было быть достаточно большим и заметным.
Гнезда птиц из разных групп заметно различаются, даже когда экологические условия почти одинаковы
Биологи из Великобритании обнаружили новые культурные традиции у птиц — на этот раз архитектурные. Они изучили гнезда ткачиковых воробьев, и обнаружили, что размеры и формы гнезд различаются между группами птиц. Эти различия повторялись от года к году и не объяснялись ни экологическими факторами, ни генетикой, ни размером самих птиц. Более того, гнезда в разных группах отличались друг от друга, даже если группы жили в нескольких десятках метров друг от друга. Ученые пришли к выводу, что ткачиковые воробьи имеют групповые архитектурные предпочтения, которые, по всей видимости, передаются всем новым членам группы. Работа опубликована в Science.