Раньше антропогенную долю его выбросов оценивали примерно в 50 процентов
За первые два десятилетия XXI века антропогенные выбросы метана выросли на 15-20 процентов, и теперь на них приходится до 65 процентов от всех мировых выбросов. По большей части такой быстрый прирост связан с сельским хозяйством в тропических регионах планеты. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Environmental Research Letters.
Метан — второй по значимости парниковый газ (среди тех, чьи выбросы связывают с антропогенной деятельностью) после углекислого. Его вклад в рост глобальной температуры в последние годы оценивается в 0,5 градуса Цельсия. При этом концентрация CH4 в атмосфере увеличивается быстрее, чем у любого другого парникового газа: сейчас она уже в 2,6 раз выше доиндустриальных значений. Это связывают с антропогенной деятельностью, но оценки влияния различных секторов экономики на бюджет метана регулярно обновляются.
Ученые под руководством Роба Джексона (Rob Jackson) из Стэнфордского университета рассчитали баланс выбросов и поглощения метана и представили обновленную оценку его мирового бюджета. Они сделали акцент на сравнении атмосферного баланса CH4 между временными отрезками 2000-2002 и 2018-2020 годов, а также провели отдельные расчеты для периода с 2019 по 2023 годы. Свои вычисления авторы строили на данных наземных инструментальных измерений и спутниковых данных GOSAT и TROPOMI.
За прошедшие 20 лет антропогенные выбросы метана выросли на 15-20 процентов до 370-392 миллионов тонн в год. Теперь доля антропогенных выбросов CH4 составляет около 65 процентов, тогда как раньше она оценивалась в половину от общемировых выбросов. Основной рост произошел за счет выбросов от сельского хозяйства (на 33 миллиона тонн), добычи и сжигания ископаемого топлива (на 18-27 миллионов тонн), а также отходов (свалочный газ) и содержания крупного рогатого скота — на 15 миллионов тонн.
Выбросы от пресных водоемов ученые оценили в 112 миллионов тонн в год, из которых 56 миллионов тонн напрямую обусловлены антропогенной деятельностью, потому что их источниками являются водохранилища и прочие искусственные водоемы, а также эвтрофикация этих водоемов из-за сельскохозяйственных стоков. Авторы отметили, что методы измерения и моделирования выбросов улучшились, и теперь природные и антропогенные выбросы разделяются четче. К примеру, в антропогенно-обусловленных выбросах теперь можно учитывать влияние глобального потепления (нагрева воды и сдвига биохимических процессов в ней) и землепользования (изменения гидрологических характеристик водосборных бассейнов).
Дисбаланс между выбросами и стоком метана сейчас составляет 32-52 миллиона тонн в год, хотя за 20 лет сток метана вслед за его выбросами увеличился примерно на 35 миллионов тонн за счет его более активного окисления в атмосфере гидроксильными радикалами. Наибольший рост выбросов CH4 наблюдался в Китае, Южной Азии, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, а в Европе, напротив, выбросы снизились. С 2019 по 2023 годы эмиссия метана выросла еще на 19 миллионов тонн преимущественно за счет тропических регионов, в особенности бассейна реки Конго.
Активный прирост выбросов метана в Африке связан с расширением угодий под выращивание риса на западе континента. В начале года ученые заявили, что связанную с этим эмиссию CH4 недооценивали вдвое, и на самом деле на нее приходится порядка семи процентов общемировых выбросов.
Этих грызунов уже используют для поиска мин и диагностики туберкулеза
Южные хомяковые крысы способны по запаху обнаруживать провозимые контрабандой части редких животных и растений. К такому выводу пришли специалисты из некоммерческой организации APOPO, которые уже несколько десятилетий обучают этих грызунов искать мины и вынюхивать возбудителей туберкулеза. В серии экспериментов крысы успешно находили образцы чешуи панголина, древесины дальбергии, рога носорога и слоновой кости. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Frontiers in Conservation Science.