«БепиКоломбо» прибудет к Меркурию с опозданием на одиннадцать месяцев

Аппараты совершили четвертый гравитационный маневр у Меркурия

Автоматическая межпланетная станция «БепиКоломбо» совершила четвертый гравитационный маневр у Меркурия и впервые пронаблюдала его южный полюс. Однако из-за продолжающихся проблем с перелетным модулем станция выйдет на орбиту вокруг планеты с опозданием на 11 месяцев, сообщается на сайте ESA.

«БепиКоломбо» — третий за историю космонавтики проект по исследованию ближайшей к Солнцу планеты. Он стартовал в 2018 году, когда в космос отправились два научных зонда (европейский MPO и японский MMO) и перелетный модуль MTM, работающий как межпланетный буксир и оснащенный четырьмя ксеноновыми ионными двигателями, электроэнергию для работы которых поставляют солнечные батареи.

Перелет до Меркурия у аппаратов занимает несколько лет и весьма сложен, так как включает в себя один гравитационный маневр у Земли, два — у Венеры, и шесть — у Меркурия. До недавнего времени полет проходил без проблем, однако в мае двигатели необъяснимо стали терять тягу, которую удалось вернуть лишь частично.

4 сентября 2024 года «БепиКоломбо» совершил четвертый гравитационный маневр у Меркурия, оказавшись на минимальном расстоянии около 165 километров от поверхности планеты. Маневр позволил снизить скорость станции относительно Солнца, а также впервые позволил аппаратам наблюдать южный полюс Меркурия при помощи камер и десяти научных приборов.

Расследования причин потери тяги модулем MTM показало, что имеют место паразитные токи между некоторыми солнечными батареями, блоком распределения питания и самим модулем. Полностью восстановить номинальную тягу двигательной установки не удастся, из-за чего инженеры пересмотрели траекторию движения аппаратов. Теперь пятый и шестой гравитационные маневры у Меркурия запланированы на 1 декабря 2024 года и 8 января 2025 года. Запланированный выход на околомеркурианскую орбиту сместился с декабря 2025 года на ноябрь 2026 года.

О научных задачах «БепиКоломбо» можно прочесть в нашем материале «На Меркурий за водой».

Компания Intuitive Machines доставит на южный полюс Луны дрожжи