Носители культуры линейно-ленточной керамики из Польши сосредоточились на выращивании пшеницы

На это указали находки из поселения Бискупице

Палеоботаники проанализировали остатки растений, собранные в Польше во время раскопок неолитического поселения Бискупице. Они выяснили, что представители культуры линейно-ленточной керамики, проживавшие здесь около 5400–4900 годов до нашей эры, в основном выращивали два вида пшеницы: двузернянку и однозернянку. Об этом исследователи пишут в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В VII тысячелетии до нашей эры на юго-восток современной Европы проникли выходцы из Малой Азии, которые принесли с собой новые формы ведения хозяйства — земледелие и животноводство, ознаменовавшие начало эпохи неолита. Постепенно их потомки продвигались все дальше, осваивая новые земли и иногда смешиваясь с аборигенным населением, которое до этого занималось только охотой, собирательством и рыболовством.

В Центральной и Западной Европе начало эпохи неолита связывают с носителями культуры линейно-ленточной керамики, которая возникла в середине VI тысячелетия до нашей эры и распространилась на обширных пространствах от современной Франции на западе до Украины на востоке. Свое название она получила благодаря характерному орнаменту из лент, который представители этой культуры создавали на керамической посуде.

В новой работе Магда Капця (Magda Kapcia) из Института ботаники Польской академии наук совместно со своими польскими коллегами представила результаты исследований, проходивших на юге Польши на одном из поселений культуры линейно-ленточной керамики. В 2020–2021 годах археологи раскапывали памятник Бискупице, который расположен в Малопольском воеводстве и датируется примерно 5400–4900 годами до нашей эры. Во время этих работ ученые нашли остатки пяти жилищ, несколько ям, разнообразные артефакты, а также собрали большое количество образцов грунта, содержащих многочисленные макроскопические остатки растений.

Палеоботаники проанализировали эти остатки, чтобы выяснить, какие культурные растения выращивали местные жители в эпоху неолита. В общей сложности они насчитали примерно 11,7 тысячи остатков растений, подавляющее большинство из которых можно было идентифицировать на уровне вида, рода или хотя бы семейства.

Исследование показало, что носители культуры линейно-ленточной керамики из этого поселения в основном возделывали два вида пшеницы: двузернянку (Triticum dicoccon) и однозернянку (T. monococcum), причем на первую из них пришлось больше тысячи находок, то есть примерно десять процентов от всех определимых остатков растений из этого памятника. По словам ученых, далеко не на всех памятниках этой культуры двузернянка преобладала над однозернянкой. Например, на одном из памятников, раскопанных в Словакии, соотношение этих культур было примерно равным, в то время как на поселениях Украины и Молдовы однозернянки было больше. Последняя культура приносила меньше зерна, но зато она была более устойчива к низким температурам.

Помимо пшеницы, ученые выявили небольшое количество остатков ячменя, который ранее встречали и на некоторых других памятниках, расположенных в Польше. Однако из-за того, что такие находки здесь единичны, исследователи сомневаются в том, играло ли это растение какую-либо заметную роль в хозяйстве носителей культуры линейно-ленточной керамики. В частности, некоторые ученые предполагают, что, возможно, ячмень стоит рассматривать лишь в качестве сорняка. Кроме того, авторы новой статьи отметили, что каких-либо других культурных растений на поселение оказалось удивительно мало. Так, они нашли лишь одно семя льна, а также потенциальные признаки того, что местные жители выращивали горох.

Ранее на N + 1 рассказывали не только о хозяйстве носителей культуры линейно-ленточной керамики, но и о их генетике. Так, ученые прочитали ДНК 71 жертвы массовой расправы семитысячелетней давности, останки которых нашли в Австрии.

Археолог развел огонь по-неандертальски