Тиамин изменил микробиом у пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника

И потенциально облегчил симптомы

Пилотное исследование датских ученых показало, что прием тиамина пациентами с воспалительными заболеваниями кишечника связан с распространением в микробиоме кишечника бактерий Faecalibacterium prausnitzii и Roseburia hominis. А относительное увеличение их числа отрицательно коррелировало с тяжестью симптомов хронической усталости. Статья с результатами исследования принята к публикации в журнале Gastro Hep Advances.

Хроническая усталость считается наиболее распространенным внекишечным симптомом у пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника. Она негативно сказывается на качестве жизни, при этом ее причина до сих пор остается невыясненной. В нескольких исследованиях ученые обнаружили, что у пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника и синдромом хронической усталости наблюдается более низкое содержание бактерий Fecalibacterium prausnitzii, Roseburia hominis и бутирата в образцах кала. Однако в небольшом пилотном исследовании высокие дозы тиамина (витамин В1) значительно облегчали симптомы хронической усталости даже при его нормальных уровнях в крови.

Поэтому исследовательская группа под руководством Кристиана Лодберга Хваса (Christian Lodberg Hvas) из Орхусского университета решила проверить возможные пути, связывающие кишечную микробиоту с наблюдаемым положительным воздействием высокого уровня перорального приема тиамина на хроническую усталость у пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника. Для этого они проанализировали состав фекальной микробиоты и концентрацию короткоцепочечных жирных кислот. Еще 20 пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника, но без синдрома хронической усталости, также включили в исследование.

В целом, хроническая усталость не была связана с составом микробиоты кишечника в этом исследовании, также она не влияла на концентрацию короткоцепочечных жирных кислот, в том числе, бутиратов, и симптомы хронической усталости. Кроме того, лечение высокими дозами тиамина значимо не влияло на микробиом кишечника, хотя анализ относительной распространенности конкретных видов, связанных с хронической усталостью показал, что количество Faecalibacterium prausnitzii было значительно выше у пациентов после лечения (p = 0,038).

Относительная численность этих бактерий отрицательно коррелировала с тяжестью синдрома хронической усталости как до (p=0,004), так и после лечения (p = 0,012). Это также наблюдалось при оценке числа Roseburia hominis. При этом численность Faecalibacterium prausnitzii существенно не отличалась у пациентов, у которых симптомы усталости улучшились при приеме плацебо.

Авторы работы предполагают, что лечебный эффект тиамина может проявляться со временем, однако относительная распространенность Faecalibacterium prausnitzii или Roseburia hominis может служить предикторами эффекта лечения тиамином при хронической усталости. Необходимы крупные валидационные исследования для применения этих знаний в клинических условиях.

Ранее мы рассказывали про глобальный анализ недостаточности питательных микронутриентов, который показал, что у 30 процентов населения планеты наблюдается недостаточность тиамина.

Лираглутид эффективно снизил массу тела при ожирении у детей с шести лет