Палеоантропологи описали ключицу древнего гоминида из Олдувайского ущелья

Видимо, он жил около 1,8 миллиона лет назад

Палеоантропологи исследовали фрагмент ископаемой ключицы, которую почти 20 лет назад нашли в Олдувайском ущелье. Хотя ученые не сумели определить, к какому конкретному виду гоминид относилась эта кость, исследователи пришли к выводу, что она принадлежала индивиду с широкими плечами — как у современного крупного взрослого мужчины. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Peer Community Journal.

От ранних представителей рода Homo, австралопитеков и более древних гоминин до наших дней сохранилось лишь небольшое количество ключиц. На сегодняшний день самой ранней ископаемой ключицей гоминина выступает окаменелость из Эфиопии, которую исследователи приписывают ардипитеку кадабба, жившему больше пяти миллионов лет назад. К более поздним временам относится ряд ключиц австралопитеков из Восточной и Южной Африки. Но хотя их обнаружили уже больше десятка, в основном они представляют собой фрагментарные находки, что затрудняет изучение.

По мере приближения к современности количество известных ископаемых ключиц растет. Например, от так называемого Турканского мальчика — подростка, жившего больше 1,5 миллиона лет назад и относящегося к виду человек прямоходящий или человек работающий, до наших дней сохранились обе почти целые ключицы.

Кэтрин Тейлор (Catherine Taylor) из Калифорнийского университета в Беркли совместно с коллегами из Испании, Танзании и США представила результаты исследования еще одной ископаемой ключицы, которая потенциально может принадлежать древнему гоминину. Еще в 2005 году ученые, работавшие в Олдувайском ущелье (Танзания), обнаружили половину правой ключицы, получившей наименование OH-89.

Хотя окаменелость OH-89 лежала на поверхности, исследователи определили, что, скорее всего, она происходит из слоя возрастом более 1,8 миллиона лет. Ранее в Олдувайском ущелье уже находили фрагмент древней ключицы гоминина, известной под наименованием OH-48, возраст которой около 1,8 миллиона лет. Однако до сих пор нет ясности в том, к какому виду она принадлежала.

Находка OH-89 достигает максимальной длины 87,9 миллиметра и ширины 20,4 миллиметра. По оценкам исследователей, первоначально ее длина составляла 155,6 ± 2,4 миллиметра, что в целом попадает в пределы изменчивости у современных взрослых мужчин (близко к верхней границе). Чтобы определить, к какому виду относилась эта кость, ученые провели измерения находки, а затем сравнили их с данными о ключицах различных современных и ископаемых видов: горилл, шимпанзе, гамадрилов, современных людей, двух людей прямоходящих (включая упомянутого Турканского мальчика), неандертальца из Крапины, афарского австралопитека. Кроме того, в анализ была включена упомянутая вторая ключица из Олдувайского ущелья OH-48.

Проведенное исследование не позволило определить, каким видам принадлежали окаменелости OH-89 и OH-48 (и принадлежали ли они одному и тому же виду). При этом ученые выяснили, что, по всей видимости, OH-89 представляет собой останки индивида (или особи) с очень широкими плечами, чем он походил на современного крупного взрослого мужчину. Окаменелость OH-89 вполне могла принадлежать древнему виду людей, поскольку в целом она похожа на ключицы сапиенсов. Однако около 1,8 миллиона лет назад в окрестностях Олдувайского ущелья обитали несколько различных видов гоминин, что не позволяет дать однозначного ответа, учитывая ограниченное количество находок.

В частности, в Олдувайском ущелье проживали не только люди, но и массивные австралопитеки. Так, недавно мы рассказывали, как ученые приписали фрагмент бедренной кости парантропу Бойса, который жил примерно 1,84 миллиона лет назад, а также обнаружили два зуба представителей этого вида.

Внезапная голова