Четвероногий робот с едой на спине не испугал обезьян
Ученые из Швейцарии и Южной Африки познакомили группу диких верветок с четвероногим роботом ANYmal, на спину которого положили коробку с яблоками и кукурузой. Уже на второй день знакомства несколько высокоранговых особей начали подходить к роботу и есть еду с его спины. Хотя не все обезьяны из группы угощались едой, больше половины из них все-таки приближались к роботу. Препринт исследования доступен на портале bioRxiv.org.
Роботов нередко используют в исследованиях с животными. Так, дикие белки демонстрировали тревожное поведение в ответ на сигналы тревоги, которые производил робот, трехиглые колюшки из аквариума следовали за роботизированной рыбой, а крысы научились у робота нажимать на рычаг, чтобы добывать еду, а также вели себя просоциально по отношению к роботу — вероятно, воспринимая его как живое существо.
С приматами тоже проводили подобные исследования — и выяснили, что мартышки приписывают цели четвероногому роботу, но не движущейся коробке, а шимпанзе реагировали на гуманоидного робота и сами ждали от него социальных реакций. Все эти эксперименты указывают на то, что роботы могут быть приняты животными в свои сообщества, однако большинство исследований взаимодействия животных и роботов проводят в лабораториях и неволе, а не в естественных условиях обитания.
Чтобы заполнить этот пробел, Шарлотта Кантелуп (Charlotte Canteloup) из Лозаннского университета с коллегами из Швейцарии и Южной Африки исследовала реакцию диких верветок (Chlorocebus pygerythrus) на четвероногого робота ANYmal. За группой верветок, живущей в охотничьем заповеднике Mawana в Южной Африке наблюдали с 2010 года, поэтому обезьяны были приучены к человеку. Во время проведения исследования группа состояла из 37 особей. Эксперимент продолжался неделю — на протяжении этого времени верветок знакомили с четвероногим роботом, на котором была коробка с яблоками и кукурузой, а также синяя шапочка, которую носят ученые, наблюдающие за обезьянами.
Сначала робота размещали вблизи группы верветок в неподвижном лежачем состоянии, а еда была не только в коробке, но и разбросана по земле вокруг. На втором этапе робот уже стоял на ногах, но по-прежнему не двигался, и еда все еще была как в коробке, так и вокруг. На третьем этапе робот стоял на месте, но реагировал на приближающихся обезьян и дополнительный вес, слегка перемещая тело, а еда при этом была только внутри коробки. На четвертом этапе робот слегка перемещался и иногда поворачивал голову на 360 градусов, а еда также была только в коробке.
Уже на первый день во время второй встречи с роботом шесть доминантных особей приближались к роботу и ели еду, разбросанную на земле рядом с ним. На второй день те же верветки брали угощения уже из коробки. К концу исследования семь особей ели еду из коробки. За неделю наблюдений восемь обезьян издали 12 сигналов тревоги в сторону робота — в основном это были молодые особи, которые в целом чаще взрослых издают сигналы тревоги. Верветки издавали такой же сигнал, который издают при встрече со змеей или орлом, но не с леопардом (или другими наземными хищниками). По всей видимости, обезьяны не считали робота наземным хищником. Некоторые верветки, видя робота, вставали на две ноги (поведение, связанное с бдительностью) или зевали и почесывались (поведение, связанное со стрессом), и чаще это делали высокоранговые особи. Самки вставали на две ноги чаще самцов, хотя считается, что самцы более бдительны.
Высокоранговые обезьяны чаще находились вблизи робота, чем низкоранговые, и чаще ели пищу, лежащую в коробке и на земле. Это согласуется с тем, что доминирующие особи обычно монополизируют источник пищи. Самки принимали угощение от робота чаще, чем самцы, а подростки — чаще взрослых, что свидетельствует об их более высоком интересе к новизне и большей склонности к риску.
Авторы отметили, что в будущем можно будет продолжить исследовать взаимодействие животных и роботов в естественных условиях. Эти исследования помогут выяснить, могут ли обезьяны учиться у робота и доверять его знаниям, могут ли они принять робота в свою группу (если он, например, окажет им услугу), и может ли робот стать лидером группы. Кроме того, робота, оснащенного камерами, можно использовать для сбора данных о социальных взаимодействиях и сетях обезьян.
Этим останкам примерно 11 тысяч лет
Палеозоологи проанализировали 643 черепа древних и современных волков и собак, живших в течение последних 50 тысяч лет. Они выяснили, что все плейстоценовые черепа принадлежали животным, которых нельзя по морфологии отличить от волков. Самые древние останки из выборки, которые уверенно можно классифицировать как собачьи, происходили из мезолитического памятника Веретье-1, раскопанного много лет назад на юге Архангельской области. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Science, возраст этих находок составляет примерно 11 тысяч лет.