Это первый подобный маневр в истории космонавтики
Европейская межпланетная станция JUICE выполнила двойной гравитационный маневр у Луны и Земли, что позволило ей выйти на траекторию движения к Венере. Это первый маневр такого рода для космических аппаратов. В будущем станции совершит еще три гравитационных маневра, чтобы прибыть к Юпитеру в 2031 году, сообщается на сайте Европейского космического агентства.
JUICE (Jupiter Icy Moons Explorer) была разработана ESA при участии США и Японии, станция отправилась в космос весной прошлого года. Она оснащена десятью научными приборами, а электроэнергию получает при помощи огромных солнечных батарей. В список целей аппарата входят спутники Юпитера Европа, Ганимед и Каллисто, JUICE исследует их поверхность, физические свойства и внутреннюю структуру, в том числе определит наличие подповерхностных водных океанов.
Вечером 19 августа 2024 года JUICE совершила гравитационный маневр у Луны, оказавшись на минимальном расстоянии в 750 километров от ее поверхности, а спустя чуть более суток пролетела на минимальном расстоянии в 6850 километров от поверхности Земли. Это был первый двойной гравитационный маневр, когда-либо выполнявшийся космическим аппаратом.
Маневр позволил станции вначале замедлиться, а затем ускориться, а также выйти на траекторию перелета к Венере, изогнув ее на сто градусов относительно первоначальной. Это дало возможность сэкономить около 100–150 килограмм топлива. Все научные приборы и камеры работали во время сближения с Луной, у Земли были включены восемь из них. Собранные данные позволят проверить их функциональность.
В августе 2025 года JUICE совершит гравитационный маневр у Венеры, затем выполнит два гравитационных маневра у Земли в сентябре 2026 года и январе 2029 года, чтобы получить дополнительное ускорение и прибыть к Юпитеру в июле 2031 года.
Подробнее про JUICE и ее задачи можно прочесть в материале «Хожение за тремя океанами».
Им не понадобится дополнительная тепловая защита
Компания SpaceX показала собранный первый серийный (с индексом SN1) ракетный двигатель Raptor третьего поколения. Благодаря 3D-печати металлом инженерам удалось спрятать внутрь корпуса большую часть конструктивных элементов (трубопроводы, провода, датчики), которые раньше находились снаружи. По словам Илона Маска, такой подход позволит задействовать для защиты этих деталей от высоких температур систему регенеративного охлаждения за счет циркуляции в каналах внутри корпуса криогенного топлива, благодаря чему удастся отказаться от защитных тепловых кожухов. Помимо упрощения конструкции это также приведет к снижению массы ракеты. Сам двигатель также стал легче: его масса теперь составляет 1525 килограмм, а полная, с дополнительным навесным оборудованием — 1720 килограмм (у Raptor 2 это 1630 и 2875 килограмм соответственно). Тяга R3 составляет 280 тонн-сил (против 230 у R2), а в будущем ее планируют довести до значения в 300 тонн-сил. Удельный импульс двигателя на уровне моря почти не изменился и равен 350 секундам. Оптимизированная для работы в вакууме версия двигателя с удельным импульсом 380 секунд, как ожидается, появится в течение следующих нескольких лет.