Самцы толстохвостых лемуров в неволе позаботились о потомстве

Это значит, что даже в неволе этот вид может реализовать весь поведенческий потенциал

Биологи из США наблюдали за двумя семействами толстохвостых лемуров в Дюкском центре лемуров и обнаружили, что самцы, которые недавно стали отцами, активно заботятся о своем потомстве. В естественной среде отцовская забота, наравне с материнской, считается критически важной для выживания детенышей, но в условиях неволи необходимость в ней может снижаться. Тот факт, что даже в неволе отцы-лемуры заботились о потомстве, говорит о том, что содержание этого вида в благоприятных условиях позволяет ему реализовать весь поведенческий репертуар. Исследование опубликовано в журнале Primates.

Толстохвостые лемуры (Cheirogaleus medius), живущие на Мадагаскаре, больше половины жизни проводят в зимней спячке: она длится в период засухи с апреля по октябрь. В октябре наступает сезон спаривания, а еще спустя два месяца на свет появляется потомство. Следующие пару месяцев самка выкармливает детенышей молоком, а затем они начинают есть обычную пищу и набирать вес перед первой спячкой. В течение первых недель жизни детенышей за ними активно ухаживают не только матери, но и отцы (толстохвостые лемуры моногамны и обычно образуют пары на всю жизнь). Так, самцы сидят с детенышами, пока самки ищут еду, и защищают их от холода и хищников. Когда маленькие лемуры начинают выходить из гнезда и исследовать среду, родители по очереди сопровождают их. Участие обоих родителей облегчает выкармливание детенышей и подготовку к зимней спячке. Однако неизвестно, сохраняется ли такое поведение самцов лемуров в неволе.

Чтобы выяснить это, исследователи из университета Дьюка во главе с Мариной Бланко (Marina Blanco) наблюдали за двумя группами толстохвостых лемуров в Дюкском центре лемуров, где на сегодняшний день содержится единственная размножающаяся популяция C. medius за пределами Мадагаскара. В июне 2021 потомство родилось сразу в двух семейных группах лемуров. Одна группа состояла из размножающейся пары, их дочери-подростка, родившейся в прошлом году, и трех детенышей. Во второй была размножающаяся пара с двумя детенышами. Перед родами самок отсадили в отдельную клетку, но остальные члены группы могли их видеть и обонять. Примерно через 2–3 недели после появления потомства самок с детенышами вернули в клетки с остальными членами их групп и начали наблюдения.

За новоиспеченными отцами наблюдали с 9 июля по 11 августа — детенышам было от 16 до 54 дней. Всего ученые провели 50 сеансов наблюдений в среднем по 1,63 часа. Поскольку карликовые лемуры ведут ночной образ жизни, наблюдения проводили, когда в клетках был выключен свет, и наблюдатели использовали красные налобные фонари. До тех пор, пока потомству не исполнился месяц, отцы проводили с ними примерно половину своего времени — в одиночку или в присутствии других членов группы. В среднем самцы нянчили своих детенышей в одиночку от 12,9 до 20 минут в час. По мере того как детеныши становились старше и независимее, отцы все чаще начинали принимать пищу вместе с ними, а не только сидеть рядом в гнездовом ящике. На протяжении всего исследования самцы лемуров демонстрировали все виды просоциального поведения по отношению к потомству — приближались к ним, обнюхивали, чистили им шерсть и сопровождали. Отец из первой группы совершал в среднем почти 3 просоциальных поступка по отношению к детенышам в час, тогда как отец из второй группы делал это вдвое реже (1,3 в час). Это, вероятно, было связано с тем, что у первого отца было два детеныша, а у второго — три.

Также исследователи стали свидетелями нескольких случаев, когда за детенышами из первой группы ухаживала их старшая сестра. Когда один из младенцев застрял в бамбуковой ветке, сестра вместе с его родителями подошла к нему и находилась рядом до тех пор, пока мать не помогла ему выбраться. В другой день она играла с двумя младшими сестрами и чистила им шерсть в процессе. Интересно, что о таком поведении сиблингов этого вида в дикой природе не сообщалось. Возможно, подобное случается и в естественной среде, но до сих пор не было задокументировано. Альтернативное объяснение заключается в том, что в неволе больше ресурсов, а среда стабильнее, и это позволяет несовершеннолетним особям взаимодействовать с детенышами.

Таким образом, в социально и экологически благоприятных условиях неволи самцы толстохвостых лемуров проявляют ту же заботу о потомстве, что их дикие собратья — даже несмотря на то, что первые недели жизни потомство проводит только с матерью. Авторы подчеркнули, что для развития всего спектра поведенческих и социальных особенностей, животных важно содержать в как можно более натуралистичных условиях.

У самцов, заботящихся о потомстве, нередко на время падает уровень тестостерона — это, по всей видимости, способствует установлению связи с потомством. Однако бывают и исключения: ранее зоологи обнаружили, что у самцов рыжебрюхих лемуров (Eulemur rubriventer), которые стали отцами, уровень тестостерона, наоборот, повышается. И чем активнее лемуры ухаживают за детенышами, тем выше уровень андрогенов в их организме.

Фотоловушка запечатлела полную семью амурских тигров в национальном парке «Земля леопарда»