А потребление животных жиров — с повышенным
Масштабное когортное исследование американских, китайских, финских и шведских ученых показало, что более высокое потребление растительных жиров, особенно жиров из зерновых и овощей, связано со снижением риска смерти. Как сообщается в JAMA Internal Medicine, потребление таких жиров снижало риск смерти независимо от других факторов риска смерти, в том числе по сердечно-сосудистым причинам.
Пищевые жиры играют важную роль в различных биологических функциях, включая катаболические и анаболические процессы клеток, а также регуляцию межклеточных контактов. При этом существует значительная разница в эффектах воздействия жиров с ненасыщенными и насыщенными жирными кислотами. Считается, что высокое потребление жиров с большой долей насыщенных жирных кислот связано с повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и смерти. С другой стороны, потребление ненасыщенных жирных кислот связывали с улучшением липидного профиля, однако эффект зависит от источника жира. Данные о влиянии потребления насыщенных и ненасыщенных жирных кислот остаются разрозненными и неоднородными, из-за чего сложно сделать вывод об их влиянии на риск смерти и развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Группа ученых под руководством Цзя Ци Хуан (Jiaqi Huang) из Центрального Южного Университета оценила связь между потреблением растительных и животных жиров из определенных продуктов питания с общей смертностью и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний среди 407531 взрослого человека (средний возраст 61,2 года) в течение 24 лет. Среднее ежедневное потребление жиров растительного происхождения составило 24,7 грамма, животного — 29,3 грамма. Участники, потреблявшие больше растительных жиров, были более склонны к диабету, имели более высокий индекс массы тела и потребляли больше энергии.
За 24 года наблюдения (8107711 человеко-лет) было зарегистрировано 185111 смертей, в том числе 58526 случаев от сердечно-сосудистых заболеваний. Статистические модели показали, что более высокое потребление растительных жиров связано со снижением риска общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. После дополнительной корректировки на соответствующие источники пищи обратная связь между потреблением растительных жиров оставалась статистически значимой. Увеличение потребления растительных жиров, особенно жиров из зерновых и овощных масел было связано с более низким риском смерти и смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (средний относительный риск 0,90 в зависимости от источника липидов, p для тренда < 0,001). Дополнительный анализ показал, что риск смерти снижается в среднем на 15 процентов.
В то же время более высокое потребление животных жиров было связано с повышенным риском смерти и смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Высокое потребление жиров из яиц повышало риск смерти на 40 процентов, а молочных жиров — на девять процентов. Жиры из красного мяса также повышали риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на девять процентов. При этом наиболее значимый эффект наблюдался среди участников младше 60 лет.
Кроме того, анализ временных рядов показал, что замена животного жира эквивалентным количеством растительного жира, особенно жира из зерновых или растительных масел, связана с более низким риском смертности. В целом, результаты этого масштабного исследования показывают значимую пользу от потребления растительных жиров. Потенциально эти данные могут помочь врачам при консультации пациентов по поводу диеты и ее влияния на здоровье.
Ранее мы рассказывали, что растительная диета снижает риск прогрессирования рака простаты.
На фоне лечения наступила ремиссия
К китайским врачам обратился 50-летний мужчина с жалобами на прогрессирующие в течение года головные боли и тошноту. При осмотре наблюдались ригидность мышц шеи и дисметрия (промахивание) обеих рук при пальце-носовой пробе. Люмбальная пункция выявила увеличение давления цереброспинальной жидкости до 310 (при норме 70–200) миллиметров водного столба, а также повышенные уровень белка и индекс иммуноглобулинов. На МРТ с контрастированием визуализировалась утолщенная твердая мозговая оболочка с центральной гипоинтенсивностью и периферическим усилением сигнала в задней части серпа мозга и намете мозжечка — картина, известная как признак ночной Эйфелевой башни. Куньдянь Гуо (Kundian Guo) и Чжэнь Хун (Zhen Hong) из клиники Сычуаньского университета поделились случаем в The New England Journal of Medicine.