Археологи обработали шерсть и волокна крапивы репликами орудий эпохи неолита

Оригинальные артефакты нашли в белорусском торфянике

Археологи исследовали 24 небольших артефакта из костей и зубов животных, обнаруженных на поселениях северобелорусской культуры. Эксперименты и трасологический анализ показали, что, вероятно, 13 из них представляли собой элементы составных орудий для обработки шерсти, а еще семь — для обработки растительных волокон. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, находки датируются III тысячелетием до нашей эры.

В позднем неолите — раннем бронзовом веке на территории белорусского Поозерья, юге Псковской области, северо-западе Смоленской области и на юго-востоке Латвии существовала северобелорусская археологическая культура. Ряд важных памятников, связанных с этой общностью, исследователи обнаружили на территории Кривинского торфяника, в котором хорошо сохранились древние артефакты, изготовленные из органических материалов, причем в некоторых случаях ученым даже удается определить, для каких задач использовались те или иные вещи. Яркий пример — это набор костяных орудий в орнаментированном футляре, который археологи обнаружили на памятнике Асавец-2 в 2010 году. Экспериментально-трасологический анализ показал, что во второй половине III или на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры этот набор, по-видимому, использовался для вязания или плетения изделий из растительных волокон.

На этот раз Анна Малютина (Anna Malyutina) из Института истории материальной культуры РАН и Максим Чернявский (Maxim Charniauski) из Института истории Национальной академии наук Беларуси остановились на исследовании 24 артефактов, найденных в разные годы на двух памятниках Кривинского торфяника — Асавец-2 и Асавец-7. Они представляли собой небольшие заостренные предметы, изготовленные из костей и зубов животных. В частности, в одном случае ученые определили, что материалом для этого изделия послужил кабаний клык.

Исследователи отметили, что длина изученных предметов составляла от 19 до 51 миллиметра (в среднем — около 35 миллиметров), а ширина — от трех до восьми миллиметров. Форма, размер и остатки клеящего вещества (вероятно, березового вара), сохранившиеся на 18 артефактах, подсказали археологам, что, по всей видимости, первоначально они были элементами составных орудий. По словам ученых, на поверхности артефактов хорошо сохранились следы износа, поэтому они обратились к экспериментально-трасологическому анализу, чтобы определить их функцию.

Археологи предположили, что находки представляли собой элементы орудий, с помощью которые древние жители белорусского Поозерья обрабатывали растительные волокна и шерсть. Они изготовили несколько составных орудий с деревянной основой или рукоятью (гребень и кардерную доску) с аналогичными зубцами, которые исследователи сделали из лосиной кости. После экспериментальной обработки волокон крапивы и овечьей шерсти, ученые сравнили следы износа на древних орудиях и на тех, что они сделали для этого исследования.

По их данным, 13 из 24 древних артефактов, вероятно, использовались для обработки шерсти, в то время как семь предметов были элементами орудий для обработки растительных волокон. Оставшиеся три заостренных предмета, по мнению исследователей, возможно, были элементами рыболовных крючков. Если выводы авторов новой статьи верны, то находки представляют собой древнейшие известные свидетельства обработки овечьей шерсти в лесной зоне Восточной Европы. Они датируются III тысячелетием до нашей эры.

Недавно другой исследовательский коллектив изучил небольшие каменные артефакты, найденные в Греции на памятниках эпохи неолита. Ученые пришли к выводу, что они представляют собой элементы древнейших в Европе молотильных досок, которыми пользовались еще в VII тысячелетии до нашей эры.

Археолог развел огонь по-неандертальски