В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита

Ученые выявили крахмальные гранулы различных растений, включая рис

Группа ученых проанализировала пищевую корку, которая сохранилась в керамическом горшке из памятника Хэмуду. Исследователи выяснили, что около 7000–6500 лет назад в этом сосуде варили рис и некоторые другие растительные продукты, например дубовые желуди и луковицы лилий. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, в корке также присутствовало небольшое количество следов продуктов животного происхождения.

Около десяти–девяти тысяч лет назад в бассейне Янцзы древние жители Восточной Азии начали выращивать рис — один из важнейших продуктов питания для значительной части современных людей. Еще в эпоху неолита этот злак стал играть важную роль в хозяйстве древних людей. К последним, в частности, относятся представители культуры Хэмуду, названной в честь одноименного памятника, который нашли недалеко от залива Ханчжоувань.

Во время раскопок поселения Хэмуду, древнейший этап существования которого относится примерно к 7000–6500 лет назад, археологи обнаружили керамическую посуду, которую местные жители использовали для приготовления пищи. Одной из таких находок посвятили новую работу Гэ Вэй (Wei Ge) из Сямэньского университета и его коллеги из Китая и США. В горшке типа фу, который археологи обнаружили в 1977 году, до наших дней сохранилась пищевая корка.

Изначально предполагалось, что этот сосуд использовался для приготовления риса. Микроскопическое исследование позволило выявить 54 крахмальных гранулы, 22 из которых не удалось отнести к какому-либо таксону растений. Половина гранул (n = 27), по данным ученых, представляла собой остатки посевного риса (Oryza sativa). Помимо него, в корке присутствовали гранулы единичные гранулы дубовых желудей (Quercus), луковиц лилий (Lilium), а также растения из подсемейства мотыльковых (Papilionoideae), к которому, среди прочего, относятся ряд важных пищевых культур: фасоль, горох, чечевица, арахис и так далее. Кроме того, исследователи обнаружили две крахмальные гранулы, относящиеся к трибе пшеницевых (Triticeae), которые в тот период не выращивались в долине Янцзы. Последние, возможно, представляли собой остатки диких растений, случайно попавших в еду.

Исследователи также отметили, что в небольших количествах в горшке готовили и продукты животного происхождения — возможно, мясо наземных животных, рыбу или других пресноводных и морских существ, остатки которых также находили во время раскопок поселения. На это, в частности, указали анализ изотопного состава пищевой корки и ее радиоуглеродное датирование. Последнее показало, что возраст остатков пищи из этого сосуда составляет около 7300–7400 лет. По всей видимости, столь ранняя дата, которая примерно на 300–400 лет старше времени появления самого поселения, объясняется эффектом пресноводного резервуара, который заметно удревняет реальный возраст находок.

Ранее мы рассказывали о питании древних земледельцев Приморья, которые проживали в поселении Кроуновка-1. Ученые выяснили, что в рацион этих людей входили не только просо и чумиза, но и луковицы лилий, папоротники и некоторые другие дикоросы.

Археологи уточнили время исчезновения неандертальцев на юге Италии