Папоротники и луковицы лилий включили в рацион первых земледельцев Приморья

Палеоботаники изучили материалы из поселения Кроуновка-1

Палеоботаники проанализировали фрагменты керамики и каменные орудия, найденные на неолитическом памятнике Кроуновка-1, который находится на юге российского Приморья. Они обнаружили, что в рацион первых земледельцев этого региона входили не только обыкновенное просо и чумиза, но и луковицы лилий, а также папоротники. Кроме того, в культурном слое ученые также нашли зерна периллы и остатки разных дикоросов, включая маньчжурский орех, лещину и амурский бархат. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии.

Между девятью и шестью тысячами лет назад на территории современного Северного Китая древние люди начали выращивать два вида просо: обыкновенное просо (Panicum miliaceum) и чумизу (Setaria italica). Впоследствии культура возделывания этих растений распространилась и на соседние регионы. Например, около пяти с половиной тысяч лет назад их стали культивировать на территории современной Кореи и юга российского Дальнего Востока, а около четырех тысяч лет — в Японии.

Так, в III тысячелетии до нашей эры на территорию Южного Приморья проникают, по-видимому, движимые изменением климата новые группы населения, оставившие после себя зайсановскую археологическую культуру, памятники которой известны и на соседних землях Китая и Кореи. Похоже, что их хозяйство основывалось на охоте, рыболовстве и собирательстве, но они уже знали и земледелие. На сегодня древнейшие свидетельства возделывания злаков (то есть проса) носителями зайсановской культуры археологи обнаружили на стоянке Гвоздево-4. Они датируются 2872–2580 годами до нашей эры.

Ирина Пантюхина (Irina Pantyukhina) и Юрий Вострецов (Yuriy Vostretsov) из Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН изучили материалы, найденные на памятнике Кроуновка-1 (Уссурийский городской округ Приморского края), который открыли еще в 1956 году. На этом поселении сохранились следы жизнедеятельности людей, относящиеся к самому раннему этапу проникновения в регион представителей зайсановской культуры.

Чтобы лучше понять, чем питались жители поселения Кроуновка-1, ученые решили проанализировать крахмал, сохранившийся в древней керамике (n = 63), а также изучить растительные остатки на каменных артефактах (n = 43), найденных на этом памятнике. Эти находки относятся к трем самым ранним этапам заселения стоянки и датируются от 5260 ± 33 до 4640 ± 40 радиоуглеродных лет назад.

На керамических черепках исследователям удалось обнаружить 219 крахмальных гранул, еще 902 — на каменных орудиях. Они отнесли их к пяти различным типам. Два типа представляли собой остатки чумизы и луковиц даурской лилии (Lilium pensylvanicum). Третий тип крахмальных гранул — это остатки злаковых растений, относящихся к трибе пшеницевых (Triticeae). К ним, в частности, относятся пшеница, рожь, ячмень и прочие луговые растения, но что именно содержалось в керамике — непонятно. Еще один тип идентифицированных крахмальных гранул принадлежал нескольким видам папоротников (Polypodiophyta). К каким таксонам относится пятый тип, ученые определить не смогли.

Полученные данные палеоботаники объединили с результатами промывки культурного слоя. Здесь, среди прочего, исследователи нашли остатки обыкновенного проса, чумизы, периллы (Perilla), скорлупу маньчжурского ореха (Juglans mandshurica), лещины (Corylus), остатки амурского бархата (Phellodendron amurense), желудей, амурского винограда (Vitus amurensis) и прочих растений.

Исходя из собранной коллекции растительных остатков, ученые предложили последовательность сезонных работ, которые проводили жители поселения Кроуновка-1. По-видимому, примерно в апреле древние земледельцы начинали готовить землю к посеву, а в конце апреля и мае они приступали к сбору первого дикороса — черемши (Allium ursinum), а затем — папоротников. Следующим шагом, вероятно, был сев культивируемых растений, за полями с которыми нужно было ухаживать в течение лета, а в августе или сентябре — собирать урожай. Кроме того, на этот же период, видимо, приходился сбор луковиц лилий, корневищ и орехов. В первые месяцы осени древние обитатели Приморья могли заготавливать желуди, корневища папоротника, после чего готовили их для длительного хранения.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании бронзовых артефактов, найденных в Приморье на четырех памятниках эпохи палеометалла (1100–800 годы до нашей эры). Химический состав и соотношение изотопов свинца в этих изделиях указали на то, что большинство предметов сделали из руды, добытой в Северо-Восточном Китае. Но часть сырья, по-видимому, поступала из Забайкалья и Монголии.

Древнейшему культивированному просу Приморья оказалось почти пять тысяч лет