Его предложили считать новым фактором риска внезапной детской смерти
Масштабное когортное исследование американских ученых показало, что ожирение матери дозозависимо связано с риском внезапной детской смерти. Примерно 5,4 процента случаев внезапной детской смерти могут быть связаны с материнским ожирением, говорится в статье, опубликованной в JAMA Pediatrics.
Сон ребенка на животе, курение матери и короткий период грудного вскармливания считаются наиболее значимыми факторами риска развития синдрома внезапной детской смерти (СВДС). И если распространенность курения среди матерей значительно снизилась за последние годы, то распространенность ожирения растет. При этом связь между ожирением у матерей во время беременности и развитием СВДС остается недостаточно изученной, хотя известно, что ожирение у матерей связано с рядом неблагоприятных исходов беременности — мертворождением, младенческой смертностью, преждевременными родами, врожденными аномалиями и госпитализацией в отделение интенсивной терапии новорожденных.
Исследовательская группа под руководством Даррена Таннера (Darren Tanner) из Лаборатории искусственного интеллекта для клинических исследований Microsoft изучила связь между материнским ожирением и риском внезапной детской смерти, используя данные по всей популяции США. В исследуемую выборку включили данные о 18857694 живорожденных детях с 2015 по 2019 год. (средний возраст матери — 29 лет, отца — 31 год; средний срок беременности — 39 недель). Из них 16545 внезапно умерли и получили посмертные диагноз СВДС (показатель распространенности — 0,88 на 1000 живорождений).
Модели логистической регрессии показали, что недостаточный вес статистически незначимо ассоциировался с риском развития СВДС. Однако высокие показатели индекса массы тела были стойко дозозависимо связаны с повышением этого риска. Так, ожирение первой степени повышало риск на десять процентов, ожирение второй степени — на 20 процентов, ожирение третьей степени — на 39 процентов. Поправки на смешивающие факторы несколько меняли величину риска, однако значительно не влияли на статистическую значимость связи. По подсчетам ученых примерно 5,4 процента случаев СВДС были связаны с ожирением у матерей; это соответствует примерно 179 случаям внезапной детской смерти в год в США.
По мнению ученых, это крупное популяционное исследование показало, что ожирение матери следует рассматривать как фактор риска развития синдрома внезапной детской смерти. Поскольку эпидемия ожирения продолжает набирать обороты во всем мире, число зависимых от материнского ожирения случаев внезапной детской смерти будет увеличиваться. Также необходима дальнейшая работа по выяснению конкретных причинно-следственных механизмов связи ожирения и СВДС.
Недавно мы рассказывали, что в ликворе детей, погибших от синдрома внезапной детской смерти, нашли повышенные уровни маркера цитотоксического иммунного ответа и молекулярные сигнатуры нейровоспаления ствола мозга.
И смерти от всех причин
Экенедиличукву Ннади (Ekenedilichukwu Nnadi) из Университета штата Нью-Йорк SUNY с коллегами провел проспективное когортное исследование и выяснил, что длительный прием мелатонина для облегчения засыпания связан с повышенным риском развития сердечной недостаточности и увеличенной смертностью от всех причин. В работе использовали данные взрослых с диагнозом бессонницы из глобальной сети TriNetX, почти 65,5 тысячи из них неоднократно получали назначения мелатонина и принимали его не менее года. Методом псевдорандомизации (подбора по степени предрасположенности) им подобрали такое же число совпадающих более чем по 40 характеристикам участников, которые этот препарат не принимали. Людей с сердечной недостаточностью на исходном уровне и принимавших снотворные препараты в работу не включали. Статистическую обработку данных проводили с помощью стратифицированных коксовских моделей. Результаты были представлены на научных сессиях Американской кардиологической ассоциации AHA 2025 и изложены в пресс-релизе организации.