Бруцеллез диагностировали у жившей 8000 лет назад овцы

Ее останки нашли на памятнике Ментеше-Хёюк

Палеогенетики исследовали останки овцы, которые археологи нашли на неолитическом поселении Ментеше-Хёюк на северо-западе современной Турции. Они обнаружили, что уже около восьми тысяч лет назад мелкий рогатый скот заражался бруцеллезом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Бруцеллез представляет собой опасную зоонозную инфекцию, от которой страдают не только животные, но и люди. Ежегодно, по консервативной оценке, по всему миру ей заражаются около 1,6–2,1 миллиона человек. Чаще всего возбудителем этого заболевания у людей выступают бактерии Brucella melitensis, основные хозяева которых — овцы и козы (а иногда и куры). Кроме того, опасность представляют еще три вида бруцелл: B. abortus (основные хозяева — крупные рогатые животные), B. suis (основные хозяева — свиньи) и B. canis (основные хозяева — собаки).

Предполагается, что бруцеллез, возможно, превратился в эпизоотию в начале эпохи неолита — около 11–10 тысяч лет назад, когда в Юго-Западной Азии начали разводить мелких рогатых животных. Чтобы внести небольшую ясность в этом вопросе, группа ученых из Великобритании, Германии, Ирландии и Франции проанализировала опубликованные последовательности ДНК, которую ранее извлекли из останков 146 древних жвачных животных, и попыталась самостоятельно секвенировать ДНК еще из шести останков овец или коз из неолитического памятника Ментеше-Хёюк. Последний представляет собой поселение, которое возникло около девяти тысяч лет назад на северо-западе современной Турции.

В одной из овечьих костей из памятника Ментеше-Хёюк исследователи обнаружили ДНК бруцеллы. Она содержалась в образце, возраст которого составляет около восьми тысяч лет. Во время дальнейших работ ученые прочитали бактериальный геном со средней глубиной покрытия около 3,45 раза. Анализ этой последовательности позволил заключить, что она принадлежала B. melitensis — бактерии, которая сегодня выступает основным источником бруцеллеза у мелких рогатых животных и людей.

Качество прочитанного генома позволило провести филогенетический анализ. Он показал, что древняя бруцелла из овечьей кости принадлежала к базальной линии по отношению ко всем современным линиям B. melitensis. Причем на филогенетическом дереве этот геном находится недалеко от общего предка B. melitensis и B. abortus. По оценкам ученых, линии этих двух видов разошлись около 9816 лет назад (10196–9447 лет назад при доверительном интервале в 95 процентов). Эта дата соответствует раннему неолиту в Юго-Западной Азии, где одомашнили не только овец и коз, но и крупных рогатых животных. При этом общий предок всех известных современных линий B. melitensis, заражающих сегодня мелкий рогатый скот и людей, по оценкам генетиков, существовал около 4317 лет назад (4496–4137 лет назад), что соответствует на большей части Западной Евразии бронзовому веку.

Ранее генетики определили, что от бруцеллеза пострадал итальянский монах XIV века, причисленный к лику блаженных. Причем ДНК патогена лучше всего сохранилась в кальцинатах, а не костях или мягких тканях мужчины.

Дикие верветки поели с робота