Европа отправит к Апофису аппарат с двумя кубсатами

Они будут исследовать астероид во время его сближения с Землей в 2029 году

Европейское космическое агентство запустит в 2028 году к астероиду Апофис аппарат Ramses, который изучит его с близкого расстояния во время пролета астероида мимо Земли в 2029 году, сообщается на сайте ESA. Полезная нагрузка аппарата будет включать в себя две камеры и два спутника-кубсата формата 6U-XL.

Астероид Апофис был обнаружен в 2004 году и классифицирован как представитель семейства Атонов. Его размер оценивается примерно в 375 метров и на момент открытия он получил 4 балла по Туринской шкале, что делало его наиболее опасным телом для Земли с возможностью столкновения в 2029 году. По мере накопления данных уровень опасности снижался и в итоге ученые исключили возможность столкновения Апофиса с Землей в ближайшие сто лет, причем эта оценка не изменилась даже с учетом влияния других тел.

16 июля 2024 года ESA одобрило начало работ по аппарату для разработки и тестирования технологий планетарной обороны Земли. Проект получил название Ramses (Rapid Apophis Mission for Space Safety), его цель — исследовать Апофис во время сближения с Землей в апреле 2029 года, в ходе которого астероид пролетит на минимальном расстоянии 32 тысячи километров от Земли. По расчетам ученых, объект такого размера приближается так близко только раз в 5–10 тысяч лет.

Ramses должен быть запущен в космос в апреле 2028 года, а в феврале 2029 года он должен выйти на орбиту вокруг астероида. Полезная нагрузка аппарата будет включать в себя две камеры и два спутника-кубсата формата 6U-XL, которые будут запущены перед пролетом астероида мимо Земли. Дополнительная полезная нагрузка еще не определена и может включать в себя спектрометры, детекторы пыли и радар.

Ожидается, что аппараты определят физические свойства астероида и картографируют его поверхность, помогут оценить внутреннюю структуру объекта, а также определят, как меняется его рельеф и другие параметры при сближении с нашей планетой.

Апофис будет изучать и межпланетная станция OSIRIS-REx, которая ранее изучала астероид Бенну и собирала с него пробу грунта для доставки на Землю. Однако станция прибудет к астероиду уже после пролета мимо Земли.

Компания Intuitive Machines доставит на южный полюс Луны дрожжи