Люди доплыли до островов Танимбар около 42 тысяч лет назад

Этот архипелаг находится между Тимором и Новой Гвинеей

Группа ученых исследовала материалы, обнаруженные во время раскопок на одной из стоянок на индонезийских островах Танимбар. Археологи пришли к выводу, что первые люди доплыли до этого удаленного архипелага около 42 тысяч лет назад. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews.

Исследователи регулярно уточняют, когда люди современного анатомического вида (Homo sapiens) впервые заселили Сунду, Сахул и располагавшиеся рядом с ними острова. На сегодня самые ранние свидетельства появления сапиенсов в материковой части Юго-Восточной Азии происходят из лаосской пещеры Там-Па-Линг. В ней археологи нашли фрагмент черепа человека, который жил примерно 70 тысяч лет назад. Кроме того, в этой же пещере они обнаружили кусок большеберцовой кости, который может потенциально указывать на то, что представители нашего вида добрались до этого региона еще 86 тысяч лет назад.

На островах бывшей Сунды древнейшие находки, связанные с сапиенсами, раскопали в индонезийской пещере Лида-Аджер, в которой ученые обнаружили зубы человека, жившего между 73 и 63 тысячами лет назад. Немного позже люди добрались и до современной Австралии, которая в ту эпоху представляла собой часть Сахула. Самые ранние следы того, что люди достигли этого континента, происходят из памятника Маджедбебе, где археологи обнаружили артефакты возрастом около 52,7–65 тысяч лет.

Хендри Кахарудин (Hendri Kaharudin) из Австралийского национального университета совместно с коллегами из Австралии и Индонезии сообщил о результатах раскопок, проходивших на архипелаге Танимбар — группе островов, расположенных в Арафурском море между Тимором и Новой Гвинеей. Недавно ученые вернулись к работе на ранее выявленном памятнике Эливаван, который представляет собой древнюю стоянку под скальным навесом. Палеолитические памятники Танимбара привлекают большой интерес, поскольку даже в ледниковый период, чтобы добраться до этих островов, людям требовалось преодолеть больше сотни километров по морю.

Первые раскопки на стоянке Эливаван принесли значительное количество находок: каменных артефактов, фрагментов керамики, а также остатков различных животных и растений. Чтобы определить их возраст, ученые обратились к радиоуглеродному анализу девяти образцов, представлявших собой кусочки древесного угля и раковины морских моллюсков. Он показал, что памятник относится как минимум к двум этапам заселения острова: раннему и позднему. Поздний этап охватывал максимум последние 1,5 тысячи лет назад, причем четыре из пяти полученных дат и вовсе относились к последним тремстам лет.

В то же время, четыре радиоуглеродные даты, полученные по раковинам морских моллюсков, оказались очень древними. Их калиброванный возраст укладывался в промежуток между 34630–33655 и 42230–40695 лет назад. Это позволило ученым сделать вывод, что люди добрались до островов Танимбар примерно 42 тысячи лет назад. При этом моделирование, основанное на байесовской статистике, указывает даже на более древнюю дату — около 44 тысяч лет назад.

Среди находок из памятника Эливаван оказались тысячи остатков различных животных: млекопитающих, морских и сухопутных моллюсков, крабов и морских ежей. В частности, всего здесь нашли около двух тысяч остатков позвоночных, примерно половину из которых ученые идентифицировали в качестве костей и зубов представителей как минимум двух видов семейства кенгуровых. Примечательно, что сегодня эти животные не обитают на островах Танимбар. Более того, они не упоминаются в местном фольклоре или первых отчетах европейцев, оказавшихся на архипелаге. Судя по материалам из раскопанной стоянки, возможно, кенгуровые вымерли на островах всего за несколько десятилетий до прибытия европейцев.

Кроме того, ученые обратили внимание на то, что изначально кенгуровые попали на Танимбар благодаря людям. Ранее потенциально очень древние примеры интродукции животных находили на острове Новая Ирландия (архипелаг Бисмарка) и на японском острове Окинава, куда, возможно, около 24–20 тысяч лет назад люди случайно или намеренно завезли пушистых кускусов и кабанов. О том, как и когда кенгуровые попали на Танимбар, исследователи пообещали сообщить в следующей публикации.

Недавно мы рассказывали о другом очень древнем археологическом памятнике, расположенном в Юго-Восточной Азии. Во время раскопок, проходивших на острове Тимор, ученые обнаружили 14 «цветных мелков», возраст которых превышает 36 тысяч лет.

Люди доплыли до острова Лусон около 800 тысяч лет назад