Древним триремам разрешили успешно таранить противников на скорости 1,3–3 узла

При условии, что разящий удар придется в одну доску

Израильские ученые рассчитали, какой должна была быть оптимальная скорость триремы, чтобы в бою успешно протаранить корабль противника. Чтобы проломить борт противника, при условии тарана в одну доску, достаточно было развить скорость в 1,3–3 узла. Об этом исследователи пишут в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Примерно с середины VII века до нашей эры, то есть во времена греческой архаики, появился новый класс боевых кораблей — триремы (триеры), которые на протяжении нескольких столетий господствовали в Средиземноморье. Это корабли длиной около 30–40 метров, оснащенные тремя рядами весел, количество которых достигало примерно 170, причем каждым из них управлял один гребец. Благодаря сведениям античных авторов и изображениям, ученые приблизительно знают, как были устроены триремы, однако не во всех вопросах они едины во мнении. При этом до сих пор в археологическом виде остовы таких кораблей еще не находили.

Тем не менее хорошо известно, что основным наступательным оружием трирем выступали тараны, которые изготавливались из бронзы, железа или дерева, окованного металлом. Самый массивный подобный артефакт исследователи обнаружили еще в 1980 году недалеко от побережья Израиля. Он представляет собой украшенный рельефами бронзовый таран, получивший название Атлит, длина которого достигает 2,2 метра, а масса — 465 килограмм. По данным исследователей, эта находка датируется примерно 530–270 годами до нашей эры.

Елханан Ицхак (Elhanan Itzhak) из Хайфского университета совместно со своими израильскими коллегами решил выяснить, какую оптимальную скорость должна была развивать трирема, чтобы успешно протаранить корабль противника. Ученые отметили, что их расчеты содержат ряд допущений и ограничений, однако выяснить приблизительную скорость им все же удалось.

В своей модели они основывались на данных, полученных во время испытаний на статический изгиб замоченных в воде досок из калабрийской сосны длиной 71 сантиметр, шириной и толщиной пять сантиметров. Помимо этого, в своих расчетах они использовали сведения о двух древних затонувших кораблях, не относящихся к классу трирем. Один из них — это «Мааган Михаэль А», затонувший у берегов современного Израиля в V веке до нашей эры, а второй — так называемый Киренийский корабль, потерпевший крушение в IV–III веках до нашей эры у берегов Кипра. Исследователи брали в расчет еще ряд условий. Среди прочего, они, например, предполагали, что масса триремы составляла около 48,4 ± 9,7 тонны.

В конечном счете ученые пришли к выводу, что таранящей триреме для того, чтобы пробить корпус противника, необходимо было развить скорость равную по меньшей мере 1,3–3 узла. По их сведениям, в ходе прошлых исследований (включая эксперименты на реконструированном корабле «Олимпия») было показано, что триремы вполне могли развивать скорость до 7–9,7 узла, что гораздо больше, нежели необходимо для разящего удара. При этом, по словам авторов статьи, вычисленная скорость для тарана справедлива в том случае, если удар приходился в одну доску корпуса. Если же удар приходился в две доски, то атакующему кораблю нужно было развить минимальную скорость в 1,8–4,2 узла, а если в три доски, то — 2,2–5,2 узла.

Бронзовые тараны, сохранившиеся от древних кораблей, продолжают находить и в настоящее время. Так, ранее мы рассказывали, как подводные археологи обнаружили два подобных артефакта, относящихся ко временам Пунических войн между Римом и Карфагеном.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В рационе жертвы ритуала капакоча нашли заметное количество морских водорослей

Останки этой девочки обнаружили в Аргентине у вершины вулкана