Палеогенетики прочитали геном раннесредневекового крупного китайского чиновника

Его гробницу раскопали в 2007 году

Палеогенетики проанализировали ДНК Бинь Гао — высокопоставленного чиновника, жившего в VI веке нашей эры. Геномное исследование показало, что предки этого человека происходили из популяции земледельцев, которые в позднем неолите проживали в бассейне реки Хуанхэ. Никакой заметной примеси со стороны кочевников, древних жителей Кореи или Северо-Восточной Азии в его геноме ученые не обнаружили. Статья опубликована в Journal of Genetics and Genomics.

В 2007 году археологи во время раскопок, проходивших в городском округе Сяньян (провинция Шэньси), обнаружили интересную гробницу, относящуюся к периоду Южных и Северных царств (420–589 годы нашей эры). Вместе с ценными погребальными подношениями исследователи нашли останки человека, которого похоронили в деревянном гробу. Надпись на надгробии позволила узнать, что в гробнице покоились останки Бинь Гао — высокопоставленного чиновника, жившего около 503–572 годов нашей эры и занимавшего высокие посты в различных царствах. Письменные источники говорят о том, что этот человек был потомственным чиновником. При этом исследователи указывали различные версии о вероятном происхождении этого рода: например, с севера Китая или из Когурё — одного из древних и раннесредневековых корейских государств.

Вэнь Шаоцин (Shaoqing Wen) из Фуданьского университета совместно с коллегами из Китая представил результаты генетического анализа этих останков. Ученые секвенировали его ДНК и прочитали геном со средней глубиной покрытия около 0,7 раза, чего оказалось вполне достаточно для исследования. Для начала они определили его митохондриальные и Y-хромосомные гаплотипы. Так, палеогенетитки выяснили, что по материнской линии он принадлежал к гаплогруппе Z4, которая преобладает на юге Китая и в Юго-Восточной Азии. Однако она также присутствовала и в более северных популяциях, в том числе в древности. Например, ее определяли у человека, жившего на территории современной Монголии в хуннское время.

По отцовской линии Бинь Гао оказался носителем гаплотипа, относящегося к гаплогруппе O1a1a2b-F244. В настоящее время она распространена среди носителей австронезийских языков, проживающих на юге Восточной Азии, и еще не фиксировалась у древнего населения более северных регионов. Учитывая оба однородительских маркера, исследователи решили проверить версию, что предки раннесредневекового чиновника могли происходить из южной части Восточной Азии, однако дальнейшие анализы не дали доводов в пользу этой гипотезы.

Метод главных компонент показал, что геном Бинь Гао попадает в один кластер с геномами современных северных ханьцев, носителей тибето-бирманских языков, древних жителей бассейна Среднего и Верхнего Хуанхэ, а также Западной реки Ляо (Силяохэ). Затем ученые выяснили, из каких предковых компонент можно смоделировать геном этого человека. Проведенные анализы показали, что это можно сделать, используя всего одну компоненту — древнюю популяцию бассейна реки Хуанхэ, проживавшую там еще в позднем неолите.

Исследователи не нашли признаков того, что среди предков Бинь Гао были представители кочевых популяций, потомки древнего населения Северо-Восточной Азии и других популяций, которые генетически заметно отличались от восточных азиатов, ставших предками современных ханьцев. Кроме того, полученные данные дали аргументы против одной из ранее выдвигавшихся гипотез о происхождении предков этого человека из государства Когурё, поскольку ученые отметили, что в генофонде древнего и раннесредневекового населения этой страны присутствовала предковая компонента, связанная с древним населением Северо-Восточной Азии.

Недавно ученые прочитали геном современника Бинь Гао — императора У-ди, находившегося у власти в государстве Северная Чжоу в 560–578 годах нашей эры. Почти половина его предков была потомками древних северо-восточных азиатов, а еще треть — от земледельцев эпохи неолита, которые населяли бассейн реки Хуанхэ.

В Костёнках обнаружили два кроманьонских зуба