Трехногий лев и его брат ради спаривания с самками проплыли полтора километра

Это рекордная дистанция, которую львы когда-либо преодолевали по воде

Два африканских льва из национального парка королевы Елизаветы в Уганде оказались отличными пловцами. Трехногий самец Джейкоб и его брат Тибу переплыли канал Казинга, преодолев около 1,5 километра по воде. Ранее исследователи зафиксировали еще шесть заплывов этих особей через канал. Как отмечается в статье для журнала Ecology and Evolution, вероятно, братьям пришлось путешествовать столь необычным для львов способом, поскольку они искали возможность спариться со львицами, которых в парке королевы Елизаветы недостаточно.

Африканские львы (Panthera leo) плавают редко и неохотно. В основном потому, что в местах их обитания во многих водоемах живут нильские крокодилы (Crocodylus niloticus) и обыкновенные бегемоты (Hippopotamus amphibius). Несмотря на то, что львы при случае охотятся на крокодилов и бегемотов, в воде они сами могут стать добычей первых или жертвой агрессии вторых. Неудивительно, что реки, озера и каналы служат естественными барьерами для перемещений этих хищников.

Впрочем, как установила команда зоологов под руководством Люка Гибсона (Luke Gibson) из Южного научно-технологического университета в Шэньчжэне, некоторые львы все-таки способны преодолевать вплавь значительные расстояния. В ночь с первого на второе февраля 2024 года исследователи с помощью дрона с тепловизором наблюдали за перемещениями двух львов из национального парка королевы Елизаветы в Уганде: десятилетнего трехногого самца Джейкоба (Jacob), который потерял одну из задних лап в браконьерской петле, и его брата Тибу (Tibu).

Джейкоб и Тибу находились возле естественного канала Казинга, который соединяет озера Джордж и Эдвард. Львы трижды заходили в водоем, намереваясь переплыть его, но каждый раз быстро возвращались на берег. Вероятно, братьев пугало какое-то крупное животное (крокодил или бегемот), которое преследовало их в воде. Наконец, с четвертой попытки Джейкоб и Тибу смогли доплыть до противоположного берега канала. По прямой львы преодолели по воде 1,1 километра, но если учесть, что они меняли направление движения, то эту цифру следует увеличить примерно до 1,5 километра. Четвертого февраля 2024 года исследователи встретили братьев в четырех километрах от места выхода на сушу, так что их заплыв на длинную дистанцию прошел успешно.

Помимо этого, Гибсон с коллегами зафиксировали (но не запечатлели на видео) еще шесть заплывов Джейкоба и Тибу через канал Казинга: первого февраля 2023 года, восьмого июня 2023 года, 29 июня 2023 года, 17 августа 2023 года, четвертого октября 2023 года и 29 февраля 2024 года. А 20 августа 2023 года Тибу пересек канал в одиночку.

По мнению исследователей, столь активные перемещения братьев связаны с тем, что они искали возможность спариться. В национальном парке королевы Елизаветы сделать это непросто, поскольку львиц здесь мало. Дело в том, что на данной охраняемой территории живет около 60000 человек, которые пасут скот, охотятся и выращивают съедобные растения. Они регулярно вступают в конфликты со львами и даже убивают их, в результате чего численность этих хищников в парке за последние пять лет сократилась с 72 до 39 особей. Львицы пострадали особенно сильно, поскольку они держатся группами и массово гибнут, когда им подбрасывают отравленные туши. По оценкам зоологов, сейчас в парке королевы Елизаветы на одну самку льва приходится два самца, тогда как в здоровой популяции на одного самца приходится две самки.

До четвертого октября 2023 года Джейкоб и Тибу проводили большую часть времени около деревни Казинга, где самки отсутствовали, поэтому братья переплыли канал и обосновались в районе Мвейя. Здесь на тот момент жили семь львиц. Однако эти самки уже были распределены между тремя группами львов. В конце января 2024 года братья в течение нескольких дней вступили в конфликт сразу с двумя этими группами, но оба раза проиграли и были вынуждены переплыть канал Казинга и вернуться в район одноименной деревни, чтобы поискать самок там. В теории они могли бы пересечь канал по мосту длиной около 50 метров, но, вероятно, не захотели встречаться с охраняющими его вооруженными людьми.

В поисках дополнительной информации о способностях львов к плаванию Гибсон и его соавторы проанализировали научную литературу, статьи в СМИ и даже ролики с YouTube. В результате им удалось обнаружить четыре видеозаписи, на которых эти хищники совершали короткие заплывы на дистанцию менее 50 метров в болотах дельты Окаванго. Кроме того, исследователи нашли в нерецензируемых источниках четыре упоминания о львах, вплавь пересекавших реки шириной 90-300 метров (в некоторых случаях эти хищники в результате становились жертвами крокодилов). Таким образом, заплыв Джейкоба и Тибу стал рекордным для их вида. При этом среди других крупных кошачьих известны случаи преодоления водных преград шириной более километра. Например, самец пумы (Puma concolor) из американского штата Вашингтон переплыл с материка на остров, расположенный в море в 1,1 километра от берега. А самца тигра (Panthera tigris) с северо-востока Индии заметили пересекающим реку Брахмапутру шириной более одного километра.

Ранее мы рассказывали о самце обыкновенного волка (Canis lupus), который преодолел 1927 километров между Швейцарией и Венгрией. Вероятно, им двигало желание найти себе пару. Однако в венгерской деревне Хидашнемети самца застрелил местный житель.

Жестовое общение шимпанзе оказалось похоже на диалог людей