Капуцинов еще одного вида застали за использованием каменных орудий

Также они умеют ловить термитов с помощью палок

Зоологи из Бразилии предоставили первые доказательства того, что капуцины Sapajus flavius, живущие в сухом лесу Каатинга, используют каменные орудия для раскалывания орехов и фруктов. За полгода сбора данных ученые наблюдали такое поведение дважды, и еще восемь раз оно попало в объективы фотоловушек. Таким образом S. flavius стали третьим видом капуцинов, использующим камни в качестве инструментов. Работа опубликована в Primates.

Под использованием инструментов или орудийной деятельностью подразумевается использование внешних объектов для изменения формы, положения или состояния другого объекта, организма или собственного тела. Делают это не только люди и человекообразные обезьяны, но и другие животные, в том числе птицы, слоны, китообразные и другие приматы. Последние чаще всего используют палки, ветки и камни для добычи пищи или различные растения в качестве губки — чтобы добыть воду из труднодоступных мест. Впрочем, использование камней не так широко распространено. Камни для раскалывания орехов, плодов или панцирей беспозвоночных используют два вида капуцинов — чернополосый капуцин (Sapajus libidinosus) и центральноамериканский капуцин (Cebus imitator), а также западноафриканские шимпанзе (Pan troglodytes verus) и два подвида макаков-крабоедов (Macaca fascicularis aurea и Macaca fascicularis fascicularis).

Джиована Лима (Geovana Lima) с коллегами из Федерального университета Пернамбуку застали за использованием каменных орудий еще один вид капуцинов — Sapajus flavius. Этот вид обитает на Атлантическом побережье Бразилии и находится на грани исчезновения, согласно данным Международного союза охраны природы. Ранее ученые обнаружили, что капуцины S. flavius из Атлантического леса Бразилии используют палки для добычи термитов. Теперь же исследователи наблюдали за популяцией капуцинов в сухом тропическом лесу Каатинга. Данные собирали с сентября 2022 по март 2023 года — исследователи установили в пределах охраняемой территории Monumento Natural Rio São Francisco четыре фотоловушки, а также время от времени сами натыкались на обезьян.

Фотоловушки на трех участках зафиксировали восемь случаев использования каменных орудий капуцинами S. flavius; во всех случаях это были неполовозрелые особи и особи неопознанного возраста. Также исследователи дважды пронаблюдали за использованием камней лично. S. flavius использовали камни так же, как и другие капуцины — раскалывали ими плоды и орехи.

На всех участках ученые обнаружили и следы использования инструментов — молотки и наковальни. Средний вес молотков составил 475,7 грамма, высота наковален — 48,3 сантиметра, а их площадь — 1,2 метра в квадрате. Рядом с наковальнями авторы обнаружили миндаль (Prunus dulce), плоды Cnidoscolus quercifolius и Syagrus coronate — скорее всего, именно их и раскалывали обезьяны.

Опираясь на наблюдения, размеры молотков и движения обезьян при их использовании, авторы заключили, что S. flavius скорее всего раскалывают ими твердые орехи и плоды. Однако для того, чтобы выяснить это наверняка, а также измерить частоту использования инструментов и распространенность такого поведения, необходимы долгосрочные наблюдения.

Белолицые капуцины (Cebus capucinus imitator) на островах Хойба и Хикарон тоже используют каменные орудия. Однако на Хикароне это делают лишь самцы — и ученые пока не смогли это объяснить.

На побережье Новой Зеландии выбросило тушу известного всего по шести экземплярам клюворылого кита