Жители средневековой Португалии разделали домашних кошек ради меха

На это указали порезы на костях животных

Португальская исследовательница изучила останки млекопитающих, обнаруженные во время раскопок средневековых ям в городе Алмада. Она выявила среди них кости как минимум 13 домашних кошек, живших в XII–XIII веках. На части из них оказались порезы, которые говорят о том, что, скорее всего, с животных сняли шкурки ради меха. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, это первые археологические свидетельства того, что кошачий мех использовали в средневековой Португалии.

На протяжении многих тысяч лет — как минимум с эпохи неолита — домашние кошки окружают людей, выступая в первую очередь в качестве животных-компаньонов и борцов с грызунами. В средневековой Европе кошки были обычными животными для городов и сел. Среди прочего, они также порой выступали источником недорогого меха, о чем известно из письменных источников и данных археологии. Например, кошачий мех упоминается в английском законе XIV века, где к тому времени использование этого материала, по-видимому, на протяжении нескольких столетий было обычным делом. Это же известно и о жителях других регионов, например, о скандинавах.

Эва Пиреш (Eva Pires) из Нового университета Лиссабона сообщила о результатах исследования материалов из двух средневековых ям-хранилищ, заполненных отходами, которые раскопали в португальском городе Алмада. Радиоуглеродный анализ показал, что находки, с которыми работала ученая, датируются второй половиной XII — второй половиной XIII века.

Среди останков животных палеозоолог выявила 202 кости, которые принадлежали домашним кошкам. По ее данным, коллекция включала останки как минимум 13 особей, шесть из которых умерли в возрасте менее четырех месяцев, одна — примерно пяти—шести месяцев, а еще шесть — в возрасте более года. На шести процентах кошачьих костей исследовательница выявила порезы, причем подавляющее большинство из них располагались на черепах и челюстях. Судя по их расположению и характеру, скорее всего, с животных сняли шкурки ради меха. Об этом косвенно также говорит тот факт, что среди останков не было фаланг и пястных костей.

По данным Пиреш, это самые ранние археологические свидетельства того, что средневековые жители Португалии использовали кошачий мех. Однако этот материал упоминается в законе 1253 года, в котором регулировались цены на различные подобные товары. На Пиренейском полуострове известны и более ранние свидетельства разделки домашних кошек ради меха, однако они находятся на территории современной Испании. Например, кости конца X — начала XI века нашей эры археологи обнаруживали на памятнике Эль-Бордельет, расположенном в Каталонии.

Следы разделки на костях порой помогают узнать, с каких животных снимали шкуры и архаичные люди. Например, недавно ученые обнаружили, что неандертальцы сняли шкуру с гиены, а также с медведей.

В Германии нашли палеолитическую фигурку выдры