Жители Джеймстауна во время голода 1609-1610 годов извлекли даже пульпу из зубов животных

На это указало исследование останков лошадей и осла

Группа ученых проанализировала останки животных, съеденных во время голода 1609–1610 годов в Джеймстауне. Среди них исследователи выявили несколько десятков лошадиных и ослиных костей и зубов, которые указали на то, что жители этого американского поселения ради выживания не только добывали костный мозг, но даже раскалывали зубы, чтобы извлечь пульпу. Кроме того, ученые обратили внимание на то, что вместе с колонистами в Новый Свет прибыли не только лошади, но и по меньшей мере один осел, о котором не было известно из письменных источников. Об этом сообщается в препринте, выложенном на сайте bioRxiv.org.

Первые попытки англичан закрепиться в Америке терпели неудачу. Однако в мае 1607 года на восточном побережье будущих Соединенных Штатов (в современной Виргинии) высадились чуть больше сотни колонистов, давших начало форту Джеймстаун, который просуществовал до конца XVII века. Но и здесь первопоселенцам пришлось крайне трудно, а большая их часть вовсе погибла в первые месяцы — в первую очередь из-за голода и болезней. Поселение продолжило существовать за счет прибывавших из-за океана новых людей, которым регулярно приходилось сталкиваться с различными вызовами.

Так, в 1609 году разгорелась Первая англо-поухатанская война, во время которой индейцы блокировали подходы к форту, что в конечном счете привело к страшному голоду в зиму 1609–1610 годов. Пережить этот сложный период сумели немногие. Сообщается, что к весне 1610 года население форта сократилось примерно с 300 до 60 человек. Чтобы выжить, дожидаясь снабжения из-за океана, людям приходилось довольствоваться тем немногим, что у них оставалось. По этой причине они не только употребляли в пищу своих животных, включая собак, но и занимались каннибализмом.

Уильям Тимоти Тейлор (William Timothy Taylor) из Колорадского университета совместно с учеными из Великобритании, Испании, Канады, Португалии, США, Франции и ЮАР представил результаты очередных исследований, связанных с голодом 1609–1610 годов в Джеймстауне. Еще в 2009–2012 годах во время раскопок на этом поселении археологи обнаружили два объекта: заброшенный колодец и подвальное помещение, в котором, по-видимому, располагалась первая кухня колонии. В них находилось большое количество разнообразного мусора, который туда засыпали после периода сильного голода.

Среди материалов из этих двух объектов ученые обнаружили останки разнообразных животных, включая собак, черепах, диких птиц, черепах и прочих. В новой статье исследователи сосредоточили свое внимание на 77 костях и зубах, которые предварительно были определены как останки представителей рода лошадей (Equus). Радиоуглеродный анализ, в ходе которого ученые получили три датировки, подтвердил, что эти находки принадлежали особям, жившим в XVI — начале XVII века. Тем самым это не противоречило выводам, полученным на основе археологических данных.

Новый анализ позволил подтвердить, что как минимум 62 из этих находок действительно представляли собой останки представителей этого рода. Подавляющее большинство из них принадлежали как минимум двум взрослым лошадям (E. caballus) или в качестве альтернативы — мулу (E. сaballus × E. asinus). Кроме того, среди находок ученые выявили одну кость молодой особи, которая говорит о том, что привезенные в Джеймстаун лошади успели дать потомство, а также один зуб домашнего осла (E. asinus), который не фигурировал среди животных, упомянутых в сочинениях Джона Смита, известного в массовой культуре из произведений о Покахонтас.

Помимо прочего, исследователи выявили на этих останках многочисленные антропогенные следы. Так, они зафиксировали свидетельства варки, обработки огнем и разнообразные следы разделки. Причем ученые обратили внимание на то, что во время голода жители Джеймстауна извлекали костный мозг из этих костей. Более того, они заметили признаки того, что даже зубы животных раскалывались ради извлечения пульпы. Так, в некоторых случаях внутри зубов даже сохранились микроскопические остатки железного инструмента, с помощью которого это делалось.

Отдельное внимание исследователи уделили обнаруженному ослиному зубу. Они отметили, что в письменных источниках упоминалось, как для первопоселенцев Джеймстауна из Европы перевозили шесть кобыл и двух коней, причем одно из этих животных, возможно, не добралось до Северной Америки. Генетический и изотопный анализ ослиного зуба позволил ученым предположить, что, вероятно, это животное родилось на западе Африки (возможно, где-то в Сенегамбии или Сьерре-Леоне). По мнению ученых, возможно, во время одного из плаваний между Англией и Америкой его приобрели, когда доставлявший снабжение корабль останавливался на Канарских островах (о такой остановке известно из письменных источников), однако допустили и иные варианты.

Раньше англичан лошадей в Новый Свет завезли испанцы. Не так давно ученые прочитали ДНК одного из таких животных, зуб которого нашли на Гаити в испанском городе раннего колониального периода. Геномное исследование подтвердило, что первые домашние лошади в Америке происходили с Пиренейского полуострова.

В древнем аланском погребении обнаружили костяные коньки