Цихлиды наказали сородичей-помощников за безделье

В результате помощники стали помогать активнее

Японские биологи помешали цихлидам-помощникам помогать своим доминантным сородичам, чтобы спровоцировать агрессию последних, и это заставило помощников впоследствии лучше выполнять свои обязанности. Исследователи предположили, что агрессия доминантных рыб действует на помощников как наказание и модулирует их поведение. Работа опубликована в Animal Behaviour.

Для некоторых видов млекопитающих, птиц и рыб характерно совместное размножение — ситуация, когда в группе из нескольких особей есть только одна размножающаяся пара, а остальные помогают ей в обмен на возможность жить рядом и пользоваться ресурсами — например, охраняют группу от чужаков и заботятся о потомстве. Предполагается, что если помощники не справляются со своей работой или отлынивают, размножающиеся особи могут прибегнуть к наказанию. Подобное поведение ранее было обнаружено у прекрасных расписных малюров (Malurus cyaneus), небольших птиц семейства воробьиных, а также у рыб цихлид (Neolamprologus pulcher). Недавнее исследование показало, что в случае цихлид такая агрессия со стороны размножающихся особей на самом деле заставляет помощников выполнять свои задачи лучше, однако это до сих пор было единственное подобное наблюдение.

Чтобы проверить, действительно ли подобное наказание эффективно, Сатоши Авата (Satoshi Awata) и его коллеги из Городского университета Осаки провели эксперименты с цихлидами Neolamprologus savoryi, пойманными в озере Танганьика. Этот вид, по сравнению с N. pulcher, более территориален и более агрессивен к представителям своего и других видов. Из-за особенностей питания конкуренция между сородичами из одной группы у N. savoryi выше, а значит, затраты на содержание помощников — тоже. Исследователи хотели выяснить, будет ли размножающаяся пара цихлид наказывать помощников, если те не смогут помогать им, и сработает ли это наказание — то есть станут ли помощники впоследствии помогать активнее.

Для этого ученые создали восемь экспериментальных групп, каждая из которых состояла из пары крупных взрослых размножающихся цихлид, и одного молодого помощника размером поменьше, который приходился паре родственником (потомком или племянником). Во время экспериментов доминантную пару помещали в аквариум, в центре которого располагались два прозрачных отсека, которые можно было закрыть непрозрачными чехлами. Через час в один из отсеков по центру аквариума помещали другую рыбку — N. pulcher  чтобы имитировать вторжение чужака. В части экспериментов помощник с самого начала находился в аквариуме вместе с доминантной парой, и мог нападать на нарушителя, а в остальных случаях его не оказывалось рядом. Спустя десять минут отсек с нарушителем закрывали непрозрачным чехлом, а спустя еще какое-то время снова предъявляли рыбам, но теперь помощника тоже сажали в закрытый отсек по соседству — и защищать сородичей от нарушителя он не мог. Этот этап длился еще десять минут, после чего помощника освобождали — и теперь он мог защищаться.

Когда помощник оказывался заперт в закрытом отсеке, он время от времени подвергался нападениям со стороны доминантной пары. Этой агрессии (которую авторы интерпретировали как наказание за отказ от помощи) было почти втрое больше, если в начале эксперимента помощника в аквариуме не было. Исследователи пришли к выводу, что цихлиды наказывают помощников сильнее в тех случаях, когда ранее не дождались от них помощи.

После освобождения в конце эксперимента рыбы-помощники, которые накануне подверглись множеству нападений со стороны сородичей, тратили больше времени на то, чтобы атаковать чужака (90 секунд против 60 из пяти минут), и демонстрировали больше подчинения размножающейся паре. Это указывало на то, что наказание действительно мотивировало цихлид помогать лучше. В то же время активнее защищали сородичей от чужака и те помощники, которых подсаживали к доминантной паре только в конце эксперимента (до этого их также помещали в отдельный отсек аквариума, но закрывали его чехлом, в результате чего доминантные особи не видели их — и не наказывали за бездействие). Авторы не прокомментировали это наблюдение, однако альтернативное объяснение может заключаться в том, что помощники, которые были рядом с сородичами и в начале, и в конце эксперимента, в конце помогали меньше просто потому, что их помощи и так было достаточно — и именно поэтому их меньше наказывали.

Авторы заключили, что наказание у совместно размножающихся видов действительно может быть тактикой, направленной на то, чтобы мотивировать помощников работать лучше. И, наоборот, своевременно оказанная помощь может смягчать агрессию доминантной пары, направленную на помощников. Ученые также отметили, что в этой работе, в отличие от предыдущих, помощниками выступали родственники доминантных пар — но это не помешало размножающимся особям прибегнуть к наказанию.

А несколько лет назад ученые запечатлели на видео, как мелкий самец цихлидовой рыбы оплодотворил яйца самки в обход доминантного самца.

Увлажняющий крем помешал водяным анолисам дышать под водой