Неудачливого самца цихлиды застали за нечестным спариванием

Биологи из Университета Кейс Вестерн Резерв (Case Western Reserve University) в США опубликовали видео, на котором задокументирована редкая для животных стратегия размножения. На видео мелкий самец цихлидовой рыбы из рода Herichthys, дождавшись, пока более крупный и успешный самец «убедит» самку отложить яйца, внезапно бросается на пару сверху и оплодотворяет ее яйца сам.

В тех случаях, когда количество самок в популяции животных сильно меньше количества самцов, или когда всех самок монополизируют более сильные доминантные самцы, менее успешным самцам приходится прибегать к альтернативным стратегиям размножения. Например, самцы могут пытаться тайком спариться с самками, воспользовавшись отсутствием или занятостью более успешного соперника, или даже мимикрировать под самок.

Такие «жульнические» стратегии размножения, хотя и встречаются у некоторых животных, довольно редки: из примерно 34 тысяч видов рыб, например, ею пользуются всего несколько десятков видов. Один из них — мексиканские цихлидовые рыбы Herichthys minckleyi. Эти рыбы полигамны, и крупные доминантные самцы захватывают обширные территории с большим количеством самок, которых они охраняют, не подпуская к ним других самцов. В результате мелкие субдоминантные самцы остаются ни с чем, и им приходится прибегать к альтернативной стратегии.

Статья с описанием такого поведения этого вида была опубликована еще в 2015 году, однако описание было основано только на наблюдениях. Теперь же одному из авторов статьи, Рональду Олдфилду (Ronald Oldfield), удалось снять это поведение на видео. На видео засняты рыбы, живущие в большом аквариуме, стоящем возле рабочего стола в кабинете биолога.

Недавно альтернативная стратегия размножения была описана еще для одного вида цихлидовых рыб, самцы которого для привлечения самок строят и защищают от конкурентов большие песчаные «замки», или гнезда. Оказалось, что некоторые самцы, отказываясь от строительства собственных гнезд, тайком пользуются чужими и достигают успеха в размножении — причем иногда даже большего, чем «честные» владельцы собственных гнезд.