Биологи нашли среди рыб-строителей жуликов

Британские зоологи показали, что у цихлид честное участие в конкуренции за самок необязательно для успешного размножения. Некоторые самцы, отказываясь от строительства гнезд для привлечения самок, тайком пользуются чужими гнездами и достигают успеха в размножении. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Самцы многих видов цихлидовых рыб строят для привлечения самок большие песчаные «замки», или гнезда. По размеру эти сооружения в несколько раз превышают размеры самца, и на их постройку они тратят несколько недель. Замки строятся в так называемых леках — местах совместных брачных демонстраций, которые самки посещают для выбора самца. Качество замка служит мерой качества самца: чем лучше замок, тем больше вероятность, что самка выберет его владельца. Выбрав самца, самка приплывает на вершину гнезда и откладывает яйца, которые затем оплодотворяет самец.

Помимо огромных энергетических затрат на постройку таких сооружений, самцы тратят также много сил на защиту своих замков от конкурентов во время периода размножения, который длится несколько недель. Авторы новой статьи решили выяснить, нет ли цихлид альтернативной стратегии, которая бы позволяла им успешно размножаться, не тратя энергию на сооружение и защиту песчаных замков.

Для этого ученые поселили цихлид вида Nyassachromis cf. microcephalus в большой аквариум, имитирующий тропический пруд — их естественное местообитание. Всем самцам вживили микрочипы, чтобы следить за их перемещениями. Дождавшись, когда самцы образуют лек и начнут строить замки, исследователи поместили в каждое песчаное сооружение устройство, считывающее сигнал с микрочипов, чтобы проследить, какие из самцов построили и защищают свои гнезда. Затем, после появления потомства, авторы провели генетическое тестирование на отцовство.

Оказалось, что замки строили не все самцы. В целом, как и ожидалось, большая часть потомства принадлежала тем самцам, которые имели собственные гнезда. Однако некоторые из самцов, не строивших своих гнезд, оказались успешнее некоторых самцов, строивших и защищавших собственные гнезда. Такие самцы тайком пользовались чужими гнездами, успевая оплодотворить самок за то время, которое хозяева гнезд тратили на то, чтобы отгонять конкурентов. В результате такие самцы, не тратя энергии на строительство и защиту своего замка, успевали оплодотворить большее количество самок, чем некоторые из «честных» самцов. Таким образом, как заключают авторы, в сообществах цихлид, помимо общепринятой стратегии размножения, существует и альтернативная стратегия, позволяющая успешно размножаться без особых энергетических затрат.

Элементный состав Земли определило столкновение двух астероидов