Он сочетает в себе признаки жировой и хрящевой тканей
Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань, сочетающую в себе признаки хрящевой и жировой тканей. В ходе экспериментов на трансгенных мышах исследователи нашли липохондроциты в ушной раковине, гортани, грудине и носовом хряще. Изучив ушные и носовые ткани нескольких десятков видов животных из надкласса Tetrapoda, ученые обнаружили липохрящ у многих млекопитающих, в том числе и у человека, но не нашли ничего подобного у амфибий, рептилий и птиц. Результаты опубликованы в журнале Science.
В 1854 году немецкий гистолог Франц фон Лейдиг (Franz von Leydig) впервые описал жировые капли в ушном хряще крысы. На протяжении следующих более чем полутора сотен лет другие исследователи время от времени сообщали об аналогичных находках, но считали их гистологическими артефактами. В 2017 году группа ученых под руководством Максима Пликуса (Maksim V. Plikus) из Калифорнийского университета в Ирвайне наткнулась на подобные образования в ходе изучения кожи уха мышей. Оказалось, что в ушном хряще имеются участки с вакуолизированными клетками, похожими на адипоциты. В январе 2025 года команда ученых из десяти стран, которую снова возглавил Пликус, объявила об открытии неизвестной ранее ткани — липохряща, состоящего из липохондроцитов.
Многие хрящевые структуры головы и шеи развиваются из клеток нервного гребня, в которых экспрессируется ген Wnt1. Ученые использовали трансгенных мышей линии Wnt1-Cre2;mT/mG, у которых клетки, экспрессирующие Wnt1, можно обнаружить по накоплению зеленого флуоресцентного белка. Оказалось, что липохондроциты — это долгоживущие клетки с низкой скоростью обновления, и у мышей они имеются не только в ушном хряще, но также во всех элементах гортани, в грудине и в хряще носа. По биомеханическим характеристикам липохрящ оказался значительно прочнее, чем белая жировая ткань, но менее прочным, чем хрящи из мениска коленного сустава и из ребра: показатели жесткости (модуль Юнга) и предела прочности на разрыв для липохряща составили 3,25 ± 0,38 мегапаскалей и 1,30 ± 0,24 мегапаскалей соответственно.
Ученые изучили липидный профиль новой ткани. Состав липидных вакуолей липохондроцитов значительно отличался от содержимого вакуолей адипоцитов. В жировой ткани 86,5 процента нейтральных липидов были триглицеридами, в то время как в липохряще этот показатель составлял только 43,3 процента, а его нейтральные липиды на треть состояли из эфиров жирных кислот и оксижирных кислот — недавно открытого класса нейтральных липидов с противовоспалительными свойствами. При помощи методов флуоресцентной микроскопии исследователи выяснили, что липохондроциты, в отличие от адипоцитов, не чувствительны к поступлению жиров с пищей. Накопление липидов в липохряще идет путем липогенеза de novo: у мышей, у которых этот путь был ингибирован, уши уменьшались на 55-88 процентов и деформировались. Кроме того, в липохряще не происходит активации программы окостенения ткани, то есть он не способен превратиться в кость, в отличие от других хрящей.
На следующем этапе ученые исследовали хрящевые ткани человеческого плода на 20-21 неделе беременности, и там тоже нашли липохондроциты — в ушном, носовом, щитовидном и надгортанном хрящах. Ученые взяли эмбриональные стволовые клетки человека из нервного гребня и вырастили из них хрящевые органоиды, ткань которых содержала многочисленные липидные вакуоли и богатый коллагеном внеклеточный матрикс, а также экспрессировала основные факторы липогенеза de novo. То есть, образование липохряща является частью процессов формирования и дифференцировки черепно-лицевых хрящей человека.
В поисках липохряща у других животных ученые проанализировали ткани наружного уха 65 видов из 4 отрядов сумчатых и 18 отрядов плацентарных млекопитающих, взяв образцы из музейных экспонатов. Липохондроциты обнаружились в ушном хряще многих видов с тонкими мембраноподобными ушами, но морфология липохряща отличалась для разных животных. Например, у землеройковидного листоноса (Glossophaga soricina) стопки липохондроцитов придавали уху «гофрированность», необходимую для восприятия звука. Из всех изученных видов, помимо человека, ученые обнаружили липохрящ у некоторых грызунов, летучих мышей и афотериев. А вот у обследованных немлекопитающих представителей Tetrapoda — пары амфибий, трех рептилий и одной птицы — липохондроциты найти не удалось. Поэтому ученые предполагают, что липохрящ встречается только у млекопитающих.
Исследователи считают, что липохрящ — результат конвергентной эволюции и является аналогом хорды с ее гигантскими водными вакуолями, определяющими биомеханические свойства. Суперстабильные липидные вакуоли липохондроцитов придают липохрящу пластичность и упругость. Эти качества можно использовать в регенеративной медицине и тканевой инженерии.
Открытие липохряща — далеко не первый случай обнаружения новых клеток, тканей и даже органов. В конце 2024 года ученые из США нашли в головном мозге узкоспециализированные нейроны, отвечающие исключительно за тягу животных к соли. А в 2019 году шведские ученые описали у мышей неизвестную ранее кожную структуру, участвующую в восприятии боли.
Чтобы исследовать гидродинамику вихревых колец во время побега рыб
Физики изучили, как гидродинамика вихревых колец повлияла на быстрый старт парчовых сомов: когда этим рыбам нужно быстро сбежать, они активно используют хвост, чтобы направлять потоки жидкости, тем самым увеличивая свою маневренность. Экспериментаторы выяснили, что ключевой фактор, влияющий на дальнейшую траекторию, это наклон хвоста. Результаты ученых послужат источником вдохновения для разработки бионических подводных роботов. Исследование опубликовано в Physics of Fluids.