Ученые не смогли установить причину массовой гибели рыб-пил во Флориде

Умерли уже более 50 особей

Ученым пока не удалось выяснить причину странного поведения и массовой гибели гребенчатых пилорылов в водах архипелага Флорида-Кис. Как сообщается на сайте Комиссии по охране рыб и дикой природы Флориды, после анализа воды и образцов тканей погибших особей специалисты исключили такие объяснения, как инфекции, повышенная концентрация химикатов и аномалии температуры, солености и кислотности морской воды. Теперь пробы планируют более тщательно изучить на предмет токсинов динофлагеллят и диатомей. Между тем с января 2024 года погиб уже 51 пилорыл, что является существенным ударом для этого исчезающего вида.

В январе 2024 года жители архипелага Флорида-Кис на юго-востоке США начали замечать странное поведение гребенчатых пилорылов (Pristis pectinata) — представителей одного из пяти современных видов пилорылых скатов (Pristidae). По неизвестной причине рыбы бесцельно кружились на мелководье, выбрасывались на берег и в конце концов умирали. Сообщалось по меньшей мере о ста таких случаях, при этом к середине апреля специалисты подтвердили гибель 32 пилорылов — в основном крупных молодых и взрослых особей длиной 2,1-4,2 метра. Кроме того, с октября 2023 года в водах Флорида-Кис аномально вели себя и более мелкие рыбы: они стаями кружились на мелководьях и всплывали кверху брюхом.

Специалисты предполагали, что пилорылы и другие рыбы могли пострадать от инфекции, повышенной концентрации химикатов или красного прилива — вспышки численности производящих нейротоксины динофлагеллят или диатомей. Чтобы выяснить, какая из этих версий верна, сотрудники Комиссии по охране рыб и дикой природы Флориды проанализировали ткани погибших морских обитателей и образцы воды и бентоса из мест, где фиксировалось их аномальное поведение.

Несмотря на все старания ученых, пока ни одна из рабочих гипотез не подтвердилась. В конце мая сотрудники Комиссии сообщили, что при вскрытии погибших особей они не обнаружили никаких признаков болезнетворных бактерий или других инфекционных патогенов. Анализ воды и рыбьих тканей также исключил, что животные пострадали от нейротоксинов динофлагелляты Karenia brevis — одного из частых виновников красных приливов. А когда исследователи проверили образцы воды на содержание 250 различных химикатов, оказалось, что ни один из них не достигает уровня, который мог бы объяснить массовую гибель пилорылов и других рыб. Среди других отвергнутых версий нехватка растворенного в воде кислорода и аномалии температуры, солености и кислотности воды.

В образцах, собранных после первых сообщений о странном поведении и гибели рыб, была повышена концентрация динофлагеллят из рода Gambierdiscus. При массовом размножении эти многоклеточные также способны отравлять морскую фауну нейротоксинами. Тем не менее к марту 2024 года численность Gambierdiscus в пробах вернулась к норме — однако гибель рыб продолжилась. Сейчас сотрудники Комиссии отправили 12 образцов тканей пилорылов и более 300 образцов тканей других рыб в Университет Южной Алабамы для более точного анализа на токсины.

Таким образом, пока ученым не удалось установить, почему флоридские гребенчатые пилорылы (и живущие с ними по соседству более мелкие рыбы) так странно себя ведут и выбрасываются на берег. Неудачей закончилась и попытка спасти одну из пострадавших рыб-пил. Пятого апреля специалисты поймали и разместили в неволе трехметрового самца — но уже второго мая вынуждены были подвергнуть его эвтаназии. Между тем число погибших пилорылов достигло 51 особи. Единственная хорошая новость заключается в том, что сообщений о странном поведении рыб-пил и других рыб становится все меньше. Впрочем, возможно, жители Флориды просто реже уведомляют ученых о новых случаях, зная, что те уже в курсе проблемы.

Массовая гибель гребенчатых пилорылов стала тяжелым ударом для этого вида, который когда-то был широко распространен в тропических и субтропических водах Атлантики, но оказался на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR) из-за чрезмерного вылова, разрушения среды обитания и запутывания в сетях. Флорида считалась одним из последних оплотов этих рыб — поэтому сохранение местной популяции жизненно важно для их будущего. В то же время четыре других вида пилорылов также находятся на грани полного исчезновения.

Ранее мы рассказывали, как ученые установили причину гибели 35 саванных слонов (Loxodonta africana) в Зимбабве в 2020 году. Выяснилось, что животные умерли из-за сепсиса, вызванного грамотрицательной бактерией из так называемого таксона Бисгаарда 45. Вспышку инфекции могли спровоцировать жаркая погода, засуха и высокая плотность поголовья.

Хлеб и кошачий корм не отбили у птенцов чаек тягу к морепродуктам