У людей с психозами нашли в крови ДНК бартонелл

Пока что проведено только пилотное исследование

Исследование американских ученых показало, что у людей с психозом чаще в крови присутствует ДНК бактерии рода Bartonella, чем у людей без психозов в анамнезе. При этом между группами не было разницы в серологической активности против этих микроорганизмов. Статья, посвященная этому пилотному исследованию на небольшой выборке, опубликована в журнале Frontiers in Psychiatry.

Все большее число исследований подтверждает роль хронического воспаления в различных неврологических и психиатрических состояниях, включая шизофрению и психозы. Так, например, в исследовании более 638 тысяч шведов высокая скорость оседания эритроцитов, которая считается важным маркером воспаления, была связана с повышенным риском развития шизофрении. В то время как идентификация биомаркеров воспаления помогает прояснить потенциальный механизм заболевания, выявление нераспознанных возбудителей воспаления может оказаться более эффективной стратегией для разработки лечения.

Бартонеллы обычно передаются членистоногими переносчиками или при укусах и царапинах животных. После заражения симптомы чаще всего включают острую лихорадку, боль в мышцах, головную боль и поражение лимфатических узлов. В одном исследовании, которое прервалось из-за пандемии ковида, ученые опубликовали данные, согласно которым у людей с шизофренией чаще находили в крови ДНК бартонелл.

Поэтому целью исследования Эдварда Брейтшвердта (Edward Breitschwerdt) из Университета штата Северная Каролина и его американских коллег было дальнейшее изучение того, связано ли воздействие бактерий рода Bartonella с психозом. В статистический анализ они включили образцы крови 44 пациентов с психозом в анамнезе и 28 человек контрольной группы. Серологические исследования показали, что нет существенной разницы в серореактивности к одному из пяти антигенов бартонелл среди представителей двух групп.

Однако результаты ПЦР-тестирования на бактерии рода Bartonella показали, что разница в соотношении пациентов с психозом с обнаруженной в крови ДНК бартонелл и участников контрольной группы была статистически значимой (43,2 процента в исследуемой группе и 14,3 процента в контрольной группе (р = 0,021)). Bartonella henselae и B. vinsonii были наиболее распространенными видами обнаруженных бактерий. При этом соответствие между серологическими и молекулярными результатами анализа было незначительным.

Хотя ученые и отмечают, что это лишь пилотное исследование, на основе которого возможно проведение более масштабных и релевантных работ, его результаты показывают некоторую статистическую связь между присутствием бактерий рода Bartonella в организме и вероятностью развития психоза. Для установления причинно-следственной связи между этими факторами необходимы фундаментальные и эпидемиологические исследования.

Ранее мы рассказывали, что психозы в детском возрасте связали со сниженным объемом серого вещества головного мозга.

Каждый шестой пациент пострадал от синдрома отмены антидепрессантов