Котлы бронзового века назвали посудой для приготовления кровяной колбасы

Возраст этих артефактов, найденных в Монголии, составляет около 2700 лет

Молекулярные биологи исследовали остатки древних белков в двух котлах позднего бронзового века, обнаруженных в Монголии. Ученые выяснили, что эти металлические сосуды, по-видимому, использовались для приготовления кровяной колбасы. Кроме того, они выявили специфичные для яков фрагменты белков, указывающие на то, что около 2700 лет назад местные скотоводы разводили этих крупных рогатых животных и получали от них молоко. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Во многих культурах Северной Евразии, существовавших в эпоху бронзы и раннем железном веке, люди изготавливали и использовали металлические котлы. Самые ранние примеры такого типа сосудов известны из памятников майкопской археологической культуры, которая возникла на территории Северного Кавказа в первых веках IV тысячелетия до нашей эры. Благодаря сохранившимся органическим остаткам внутри двух бронзовых котлов этой общности, недавно ученые выяснили, что майкопцы готовили в них блюда из мяса, крови и молока домашних и, возможно, диких животных.

Хорошо известны бронзовые котлы раннего железного века. Они встречаются на поселениях, в погребениях и ритуальных местах, однако большую часть подобных артефактов нашли случайно и вне археологического контекста. Например, недавно в Узбекистане обнаружили сакский бронзовый котел, которым директор одной из сельских школ пользовался на протяжении почти трех десятилетий, не зная его исторической ценности. По словам этого человека, много лет назад он нашел этот сосуд во время земляных работ недалеко от Самарканда.

В новой работе Шеван Вилкин (Shevan Wilkin) из Института геоантропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Германии, Монголии, США и Японии исследовал два древних металлических котла из Монголии, возраст которых составляет около 2700 лет (поздний бронзовый век). В 2021 году их случайно обнаружили местные скотоводы в аймаке Хувсгел вместе с бронзовым теслом, каменной формой для литья и некоторыми другими предметами. Первый котел представлял собой бронзовый сосуд с трапециевидным поддоном и двумя кольцеобразными ручками. Его высота составляет 46,2 сантиметра, диаметр венчика — 36 сантиметров, а высота поддона — 7,5 сантиметра. Второй сосуд также имел трапециевидный поддон, но одну кольцеобразную ручку (вторая обломана). Его высота составляет 38,5 сантиметра, диаметр венчика — 28,5 сантиметра, а высота поддона — 11 сантиметров.

С помощью палеопротеомного анализа молекулярные биологи исследовали органические остатки, сохранившиеся внутри обнаруженных сосудов. В котле большего размера они обнаружили фрагменты гемоглобина, альбумина и гликопротеина. Все эти белки содержатся в крови животных, однако альбумин также присутствует в других жидкостях и тканях организма. По данным ученых, выявленные в этом котле пептиды специфичны для подотряда жвачных животных (Ruminantia), причем часть из них можно идентифицировать на более низком таксономическом уровне: до инфраотряда настоящих жвачных (Perora), семейства полорогих (Bovidae), подсемейства козлиных (Caprinae) и рода баранов (Ovis).

В котле меньшего размера ученые выявили фрагменты белков (гемоглобина, альбумина, трансферрина, бета-лактоглобулина и ряда других), содержащихся в крови, молоке и некоторых тканях. Как и в случае с первым сосудом, большинство специфичных белков характерны для жвачных животных, относящихся к инфраотряду настоящих жвачных, семейству полорогих и роду баранов. Однако ученые также обнаружили фрагменты белков из молока, которые характерны для подсемейства бычьих (Bovinae), а также для домашних коз / гривистых баранов (Capra hircus / Ammotragus lervia) и яков (Bos mutus).

Полученные результаты позволили ученым сделать несколько выводов. Так, они заключили, что в эти бронзовые котлы, по-видимому, древние люди собирали кровь разных видов жвачных животных. Хотя исследователи допустили, что ее могли употреблять в сыром виде или использовать в ритуальных целях, скорее всего, по их мнению, из нее изготавливали кровяную колбасу. При этом они отметили, что не очень понятно, почему в сосудах, которые использовались для сбора крови, присутствовали белки молока. По словам авторов статьи, возможно, молоко или молочные продукты добавлялись во время приготовления кровяной колбасы.

Кроме того, ученые отметили, что они не обнаружили среди пептидов фрагментов белков, специфичных для лошадиной крови или молока. Зато исследователи выявили остатки молока яков, сроки начала разведения которых в этом регионе остаются неизвестными. Полученные свидетельства говорят о том, что как минимум в конце бронзового века скотоводы, населявшие территорию Монголии, уже разводили и доили домашних яков.

Палеопротеомный анализ позволяет не только узнать, что готовили древние люди в различной посуде, но и против кого они использовали свое вооружение. Например, недавно ученые проанализировали остатки белков, сохранившиеся на наконечниках стрел эпохи неолита, которые нашли в Израиле. Оказалось, что на четырех предметах возрастом около восьми–девяти тысяч лет присутствовали остатки человеческой крови.

В Средиземном море нашли обломки торгового судна эпохи бронзы